Аналитика и комментарии

29 сентября 2017

на пути к цифровой экономике: как крупнейший банк Якутии развивает ИТ-технологии

Создание собственного центра ИТ-компетенций традиционно рассматривалось в российской банковской сфере как дело для крупных финансово-кредитных организаций. Алмазэргиэнбанк, основавший год с небольшим назад свой аналогичный центр, опровергает это убеждение. Насколько успешно работает пока еще молодая компания «АЭБ АйТи»? В чем она помогает «родному» банку, а в чем – сторонним клиентам и партнерам? На эти и другие вопросы ответил в интервью NBJ генеральный директор «АЭБ АйТи» Анатолий МЫРЕЕВ.

NBJ: Анатолий Николаевич, расскажите, пожалуйста, немного об истории и целях создания вашей компании.

А. МЫРЕЕВ: Компания «АЭБ АйТи» была основана в июне 2016 года. Клю­чевыми направлениями нашей деятельности являются сопровождение и модернизация внедряемых в работу банка ИТ-систем, а также развитие цифрового банкинга, что необходимо для успешной работы любого банка с современными финансовыми услугами. Думаю, ни для кого не секрет, что клиенты в последнее время выбирают обслуживающую организацию не по критерию близости ее офиса к своему дому или месту работы и даже не по ценовым условиям, а по клиентоориентированности, т.е. тому, насколько она способна реализовывать на практике принцип «клиент в центре всех бизнес-процессов». Претворять его в жизнь можно только на основе цифрового банкинга, то есть предоставляя потребителю банковских услуг максимально комфортное и доступное для него обслуживание, используя при этом все возможные каналы коммуникации и инфраструктуру. В числе реализуемых нами инфраструктурных проектов можно назвать муниципальный транспортный проект, процессинг жилищно-коммунальных услуг, процесс оплаты питания в школах и разработку в сфере комплексной автоматизации в университете для студентов и преподавателей.

Кроме того, «АЭБ АйТи» апробирует передовые технологии, занимается созданием готовых продуктов на их основе и поддерживает ИТ-стартапы, причем не только в финансовой сфере, но и в других смежных отраслях экономики. Несмотря на сравнительно недолгий срок существования нашей компании, у нас в досье уже есть несколько историй успеха. В этом вопросе мы твердо намерены продолжать развитие технологического предпринимательства в регионе. Естественно, компания заинтересована в том, чтобы таких кейсов становилось больше и таким образом мы могли бы увеличивать партнерскую сеть как среди банков, так и небанковских организаций.

NBJ: Что вы вкладываете в понятие «цифровой банкинг»? Каким он должен быть?

А. МЫРЕЕВ: Цифровой банкинг – это элемент, меняющий не только модель бизнеса той или иной финансово-кредитной организации, но и само восприятие банковской деятельности. Раньше во главе угла ставились вопросы рентабельности, доли рынка и так далее. Теперь цифровой банк является организацией, которая с помощью быстрых внутренних изменений выпус­кает решения, повышающие доступ к передовым финансовым и нефинансовым услугам для своих клиентов. 

Что наша компания, а также учредивший ее банк делаем с точки зрения перехода на цифровой банкинг? Мы самостоятельно разрабатываем банковское мобильное приложение, работаем с партнерами по развитию экосистемы небанковских сервисов, участвуем в проектных командах банка по повышению эффективности и снижению рисков. Например, реализован проект внедрения системы управления капиталом. Она позволяет, согласно требованиям Базельского комитета, оценивать экономическую прибыль на капитал и, соответственно, эффективно распределять капитал по продуктам, регионам, любым другим параметрам, которые банк считает ключевыми. Мы собираемся представить это решение на FINOPOLIS-2017 как нашу передовую разработку, поскольку считаем, что ее использование может давать эффективные результаты в кратчайшие сроки.

NBJ: Вы сказали, что заинтересованы в расширении партнерской сети. Каких успехов удалось добиться в этом вопросе? Насколько востребованы услуги вашей компании сторонними организациями?

А. МЫРЕЕВ: При создании компании перед нами стояла цель монетизировать те компетенции, которыми обладает банковская ИТ-команда. Рассчитываем, что к концу этого года доля заказов сторонних клиентов будет составлять в нашем портфеле порядка 30%, к концу следующего года мы планируем довести этот показатель до 50%. Наша стратегическая цель – стать крупнейшим ИТ-интегратором не только в своем регионе, но и на Дальнем Востоке. Кроме того, должен отметить, что остальные отрасли экономики пока еще не созрели длятого, чтобы вкладывать аналогичный с финансовым сектором объем средств в развитие своих ИТ-систем. Уверен, что постепенно это соотношение будет меняться, поскольку все ощущают увеличение скорости тех процессов, которые происходят в экономике в целом.

NBJ: К чему ваши клиенты проявляют наибольший интерес – к программным решениям, которые вы предлагаете, или к консалтинговым услугам в сфере ИТ?

А. МЫРЕЕВ: Наши клиенты и партнеры довольно прагматичны, поэтому они либо решают «застаревшие» проблемы, которые сопровождали их годами, либо же проявляют интерес к тем подходам, которые способны увеличить рентабельность их бизнеса. В любом случае речь чаще всего идет о неких краткосрочных проектах. Но мы рассчитываем на то, что по мере роста компетенций нашей компании, повышения уровня ее узнаваемости на рынке клиенты будут все чаще обращаться к нам с заказами более масштабных проектов, решающих стратегические задачи.

NBJ: Задам вопрос, который сейчас можно назвать и актуальным, и всем известным. Ощущает ли ваша компания дефицит кадров? 

А. МЫРЕЕВ: Это действительно проблема, которая, что неудивительно, особенно остро ощущается на региональном уровне и затрагивает не только сферу банковских ИТ, но и компаний-вендоров. Об этом мы можем судить по тому, что качество решений, которые в последние годы они предлагают нам, заметно ухудшилось. Конечно, можно было бы просто констатировать этот факт, но и мы, и Алмазэргиэнбанк предпочитаем занимать в данном вопросе проактивную позицию. У нас заключено соглашение с Северо-Восточным федеральным университетом об открытии магистерской программы по направлению «Наука о данных и машинное обучение». Естественно, мы заинтересованы в том, чтобы впоследствии привлекать специалистов, получивших звание магистра, на работу и к нам в банк, и в нашу компанию, но, кроме этого, мы делаем все от нас зависящее, чтобы рос общий уровень профессионализма на региональном ИТ-рынке.    

 

Анатолий ТАБУНАНОВ
заместитель председателя правления 
АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО

 

О создании ИТ-компании мы задумались примерно два года назад. Пришло понимание, что Алмазэргиэнбанк накопил большой объем ИТ-компетенций в рамках реализации собственных проектов и необходимо обобщить имеющийся опыт на единой базе. Наш банк занимает ведущее положение среди региональных компаний по внедрению высоких технологий. В прошлом году мы перешли на новую платформу дистанционного банковского обслуживания физических и юридических лиц, которую используют несколько известных цифровых банков. С другой стороны, мы видели необходимость в появлении центра для разработки и предложения решений в области интеграции, автоматизации бизнес-процессов и, как результат, повышения эффективности деятельности различных компаний. 

Сам процесс создания и запуска ООО «АЭБ АйТи» был сложным и с организационной, и, что самое главное, с кадровой точки зрения. Мы привлекли в центр компетенций лучших специалистов не только регионального уровня, но и из Москвы. Можно сказать, что компания, несмотря на то, что она работает чуть больше года, уверенно встала на ноги и приобрела хорошую репутацию на рынке.

Подчеркну, что Алмазэргиэнбанк в большей степени следовал тем тенденциям, которые в последние годы наблюдаются в Республике Саха (Якутия). Глава региона Егор Борисов считает сферу высоких технологий одной из точек роста экономики, которая в процессе развития должна принести пользу каждому якутянину. Напомню, у нас создан и успешно действует технопарк, на площадках которого ИТ-компании получили возможность разрабатывать и внедрять в практику значимые для населения проекты. Благодаря активному участию правительства республики и лично премьер-министра Евгения Чекина решается вопрос с открытием ИТ-парка. Также наши начинания были поддержаны заместителем министра имущественных и земельных отношений Валерием Великих, который является председателем наблюдательного совета банка.

Мы уверены, что с пониманием и поддержкой Республики Саха (Якутия), основного акционера, сможем реализовать переход к цифровой экономике, который невозможен без качественных ИТ-решений.

 

 

 

АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО – крупнейший региональный банк Республики Саха (Якутия) с широкой сетью подразделений на территории республики и с офисами и представительствами в крупных городах России (Хабаровск, Владивосток, Москва и Санкт-Петербург). Учредителем и основным акционером банка является правительство Республики Саха (Якутия) в лице Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), владеющего 80,29% акций. 

Алмазэргиэнбанк оказывает полный спектр банковских услуг в работе как с физическими, так и с юридическими лицами.

Занимает 88 место по кредитному портфелю и 80 место по вкладам физических лиц среди 530 российских банков.

беседовала Анастасия Скогорева
Поделиться:
 

Возврат к списку