Аналитика и комментарии

29 сентября 2017

международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) 9: «тихая революция» в банковском секторе

Переход на новый стандарт МСФО (IFRS) 9 с января 2018 года в настоящее время относится к разряду наиболее обсуждаемых вопросов в профессиональном сообществе. МСФО (IFRS) 9 наклады­вает принципиально иные требования на финансово-кредитные организации при формировании резервов. По оценкам консалтинговых компаний и экспертов, для того чтобы соответствовать данному стандарту, банки должны не только изменить процессы подготовки отчетности, но и пересмотреть свои бизнес-модели, а также стратегию развития.

Наверное, именно по этой причине компания McKinsey в своем аналитическом обзоре назвала переход на стандарт МСФО (IFRS) 9 ничем иным, как «безмолвной революцией» в банковском секторе.

Главные отличия МСФО (IFRS) 9от ранее действовавшего стандарта МСФО 39 касаются, по сути, трех основных направлений. Это изменения в классификации и оценке активов и обязательств банка, в применяемых моделях ожидаемых кредитных потерь и в вопросах хеджирования рисков. Для банковских организаций наиболее актуальной является проблема оценки ожидаемых потерь, поскольку это напрямую связано с формированием достаточных резервов. Эксперты прогнозируют существенный рост резервов (30–50%), а в некоторых сегментах, например, в розничном кредитовании, он может достигнуть 100%. Такие прогнозы связаны с тем, что возникнет необходимость досоздавать резервы по внебалансовым позициям, включать макроэкономические события в модели стресс-тестирования, учитывать ожидаемые убытки для установленных лимитов.

Идея по изменению стандарта в части оценки резерва под обесценение по финансовым инструментам возникла достаточно давно, после кризиса 2008 года, и активно обсуждалась лидерами стран на форуме «Большой двадцатки». После этого IASB (Международному совету по разработке стандартов бухгалтерского учета) было поручено разработать стандарт, более точно и корректно оценивающий ожидаемые потери по финансовым инструментам, а следовательно, более точно отражающий уровень кредитного риска, принимаемого финансовыми институтами.

Переход от оценки понесенных убытков к оценке ожидаемых убытков

Стандарт МСФО (IFRS) 9 меняет подход как к классификации финансовых инструментов в отчетности, так и к порядку оценки их обесценения, отмечает директор в практике по оказанию аудиторских услуг компаниям финансового сектора PwC в России Николай Белов. Кроме того, стандарт значительно расширяет объем информации, которая должна быть раскрыта в финансовой отчетности по МСФО. При этом изменения, связанные с порядком оценки обес­ценения финансовых активов, обычно оказывают значительное влияние на банки и требуют значительного времени на их внедрение.

«Ключевое изменение в анализе обесценения – переход от оценки понесенных убытков к оценке ожидаемых убытков, – подчеркивает эксперт PwC. – На практике это как минимум означает необходимость учета не просто самой актуальной информации, но и прогнозных значений с учетом изменений макроэкономики. Также важным изменением является внедрение значительно более формализованного определения дефолта, приводящее к необходимости обновления расчета всех основных параметров кредитного риска: PD (вероятности дефолта), LGD (величины потерь в случае дефолта) и EAD (суммы под риском в момент дефолта)».

«МСФО (IFRS) 9 вводит новые требования к классификации, оценке, обесценению, признанию и прекращению признания финансовых инструментов (в том числе гибридных финансовых инструментов), вводит дополнительные указания по новым принципам учета хеджирования. В рамках обесценения МСФО (IFRS) 9 предусматривает замену модели понесенных убытков, используемой в IAS 39, на модель ожидаемых убытков. IFRS 9 предусматривает новые требования к предоставлению и раскрытию информации, – объясняет старший вице-президент Московского кредитного банка Эрик де Бошам.

По мнению эксперта МКБ, изменения были необходимы, поскольку мировой финансовый кризис продемонстрировал слабости модели учета обесценения финансовых активов, в том числе в создании резервов. В этой связи схема понесенных кредитных убытков, замененная моделью ожидаемых кредитных потерь, позволит более эффективно работать с резервами. Новый стандарт предполагает при первоначальном признании оценивать ожидаемые потери в течение 12 месяцев, а при существенном ухудшении кредитного риска – анализировать ожидаемые потери за весь период жизнедеятельности финансового инструмента. Новая модель приводит к ускорению признания убытков, поскольку создает резерв в отношении не только понесенных, но и некоторых ожидаемых в будущем убытков, отмечает Эрик де Бошам.

«Надо понимать, что стандарт МСФО (IFRS) 9 содержит только верхнеуровневые требования к учету финансовых инструментов, детализация же будет вноситься во внутренние документы банков при совместной проработке банковского сообщества, регулятора ЦБ РФ и аудиторов, – подчеркивает начальник управления рисков розничного кредитования Росгосстрах Банка Дмитрий Сергиенко. – Предвидя изменения, ряд банков уже выделяет подразделения в своих штатных структурах, которые будут заниматься вопросами перехода на МСФО (IFRS) 9».

Давление на капитал, увеличение трудозатрат и нехватка специалистов

Банковский сектор, безусловно, ожидает увеличения давления на капитал организаций в связи с переходом на МСФО 9, поскольку укрупнение размера резервов напрямую влияет на капитал банков.
«Также стандарт может повлиять на классификацию и оценку финансовых активов, в результате чего может измениться волатильность показателей прибыли или убытка за период и собственного капитала, а также, как следствие, ключевые показатели результативности», – отмечает Дмитрий Сергиенко.

Наряду с этим повысятся трудозатраты банков, особенно с точки зрения автоматизации таких процессов, как сбор, учет и валидация данных.

Трудозатраты в 2018 году повысятся и в части методологической проработки, и в области необходимой автоматизации сопутствующих процессов, подчеркивает эксперт Росгосстрах Банка: «Известно, что любые изменения, вносимые в модели стресс-тестирования и оценки кредитного риска, по своей сути трудозатратны, требуют времени и соответствующей квалификации. А на текущий момент специалистов, которые владеют методологией стандарта МСФО (IFRS) 9, явно недостаточно на рынке».

Одним из ключевых моментов нового стандарта является разработка и внедрение моделей обесценения активов, поскольку от этого будет зависеть и расчет резервов, и давление на капитал банковских организаций. Существует ряд средств, с помощью которых можно выстраивать эти схемы максимально корректно.

По мнению Дмитрия Сергиенко, все модели прогнозирования строятся либо на основании исторических данных, либо с помощью привлеченных компаний (например, консалтинговых), которые имеют опыт по работе с историческими данными. Преимущество получат те банки, которые ранее уделяли достаточно внимания накоплению исторической информации в своих хранилищах данных. Поэтому спросом будут пользоваться решения по созданию и поддержке хранилищ данных, а также аналитические инструменты, позволяющие обрабатывать, агрегировать информацию в этих хранилищах и строить результирующие модели, считает начальник управления рисков розничного кредитования Росгосстрах Банка.

Конечно, вопрос привлечения внешних подрядчиков всегда решает сам банк. Он или сам воспитывает компетентных специалистов, либо привлекает сторонние консалтинговые организации и компании-разработчики. Но, безусловно, спрос на услуги компаний, владеющих либо знаниями в области МСФО (IFRS) 9, либо умеющих автоматизировать процессы в соответствии с новым стандартом, увеличится.

Основные трудности при переходе на МСФО (IFRS) 9, по мнению Николая Белова, заключаются в необходимости сбора и систематизации данных, обновления моделей оценки кредитного риска и внедрения новых ИТ-решений для проведения расчетов и составления отчетности. «Особо хотелось бы отметить, что при переходе на новый стандарт банкам потребуется собрать, систематизировать и проанализировать большой объем данных. Этот процесс в любом случае является трудоемким, а в некоторых случаях он может потребовать построения новой системы, изменения существующих в банках бизнес-процессов», – подчеркивает эксперт PwC.

Опыт перехода

Опрошенные нами банки, как правило, находятся в процессе подготовки к переходу на стандарт МСФО (IFRS) 9.

«В настоящий момент банком определены бизнес-модели для корректной классификации финансовых инструментов, организация находится в процессе перенастройки бизнес-систем для получения необходимой аналитики и разработки методов оценки рисков», – прокомментировал ситуацию старший вице-президент Московского кредитного банка Эрик де Бошам.

В Росгосстрах Банке повышенное внимание сейчас уделяется разработке моделей стресс-тестирования и прогнозирования убытков. Остальные вопросы в части классификации активов находятся в процессе проработки, отметил Дмитрий Сергиенко.

Банки активно работают над внедрением требований стандарта, и некоторые уже достаточно близки к их полноценному промышленному внедрению, считает Николай Белов. «Например, многие европейские банки уже оценили эффект от перехода на МСФО (IFRS) 9, его воздействие на капитал и возможное влияние на финансовые результаты.

Возможно, для начала необходимо было бы провести полноценные исследования влияния требований МСФО (IFRS) 9 на российский банковский сектор. После этого о необходимости каких-либо обсуждений можно было бы судить с большей достоверностью». 

В соответствии с действующим регулированием нормативы банков, в том числе норматив достаточности капитала, рассчитываются на основании отчетности, подготовленной в соответствии с требованиями Российских стандартов бухгалтерского учета (РСБУ) с учетом необходимых корректировок, а не МСФО. В частности, в расчет включаются резервы, посчитанные в соответствии с Положением Банка России 590-П «О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, ссудной и приравненной к ней задолженности», а не в соответствии с МСФО. Следовательно, переход на МСФО (IFRS) 9 в части расчета резервов не окажет прямого влияния на нормативы банков в рамках действующего регулирования, высказывает свою точку зрения эксперт PwC.

Кто не успел, тот опоздал

Если банки не осознают важность МСФО (IFRS) 9 до того, как он вступит в силу, они должны будут отреагировать на него после этого момента, и при этом они рискуют потерять значительную часть своей стоимости, отмечают в компании McKinsey.

Внедрение МСФО (IFRS) 9, по всей видимости, изменит поведение банков и поменяет кредитный ландшафт для некоторых продуктов и сегментов, но может также привести к выходу на рынок небанковских компаний. В частности, банки должны внимательно следить за альтернативным сектором кредитования, уверены эксперты McKinsey. За последние пять лет кредитование частных лиц, эмитентов мини-облигаций, страховых компаний и т.п. выросло более чем на 20 %. Эти новые конкуренты руководствуются менее жесткой нормативной базой и могут представлять растущую угрозу для банков, особенно если они не спешат реагировать на новые вызовы и затраты по МСФО (IFRS) 9.

«Осталось мало времени для подготовки. Чтобы предвидеть последствия нового стандарта и контролировать, как они разворачиваются, банки должны двигаться быстро. Тихая революция МСФО (IFRS) 9 затронет все банки, подготовились они или нет. Усилия, предпринятые для понимания новых правил и принятия ответных мер, будут потрачены не зря», – считают аналитики McKinsey.

Common Reporting Standard (CRS)

Еще одним нововведением, которое ожидает нашу страну с 2018 года, станет присоединение к стандарту Common Reporting Standard (CRS) – единому стандарту обмена информацией.

CRS представляет собой систему из законодательных и технических средств, которые позволяют странам – участницам стандарта раз в год в автоматическом режиме, без дополнительных условий и усилий передавать и получать налоговую информацию об активах граждан. Они будут получать сведения о тех гражданах, что открыли счета или создали иные активы не в своем родном государстве, а в подписавшем соглашение по обмену информацией.

По сути, стандарт приводит к единому виду существующие на данный момент двухсторонние соглашения по обмену налоговой информацией и по избежанию двойного налогообложения. Основное отличие состоит в том, что при его вступлении в силу налоговым органам не нужно будет отсылать запросы вручную и предоставлять доказательства предполагаемого налогового уклонения. Данные раз в год будут уходить в соответствующие страны и органы.    

текст Оксана Дяченко
Поделиться:
 

Возврат к списку