Аналитика и комментарии

27 августа 2017

кредитные карты: станет ли сегмент драйвером розничного банкинга?

По данным ЦБ РФ, за первое полугодие 2017 года совокупный розничный портфель вырос почти на 4% («Финансовое обозрение» за II квартал 2017 года). По подсчетам Объединенного кредитного бюро (ОКБ), за II квартал российские банки выдали свыше 1 трлн рублей кредитов (1,02 трлн рублей), что на 27% больше, чем за аналогичный период 2016 года. Как отмечают эксперты ОКБ, рост объемов новых выдач был отмечен во всех сегментах розничного кредитования. 

По нашим оценкам, одним из ключевых драйверов розничного кредитного рынка в 2017 году будут кредитные карты. В 2016 году это направление кредитования продемонстрировало отри­цательную динамику (-4%), но уже в I квартале текущего года объем рынка кредитных карт вырос на 1,4%. 

Рост начнет ускоряться и, по прогнозам БизнесДрома, по итогам года рынок вырастет на 10–15% в условиях роста спроса на кредитные карты со стороны населения, в том числе не только со стороны клиентов, относящихся по уровню своих доходов к среднему классу, но и со стороны представителей низкодоходных сегментов. Банки также активизировались, на карточном рынке возникают и рекламируются новые проекты.

 Рынок кредитных карт наиболее подвержен волатильности в рыночной ситуации и сильно зависит от макроэкономических факторов: небольшие колебания доходов, изменение благосостояния населения и потребительского спроса – все это резко влияет на рынок кредитных карт. Если же говорить о сегодняшнем дне, то на динамику рынка кредитных карт действуют два вида факторов. С одной стороны, в целом растут распространение банковских карт и доля безналичных платежей в России. Если 8 лет назад доля «карточных» покупок в объеме торговли составляла 3,5%, то в 2016 году на карты пришлась почти треть объема транзакций (30,5%). Конечно, российскому рынку есть к чему стремиться в этом плане. Например, в Швеции на безналичные платежи в 2015 году приходилось 98% всех операций, а к 2020 году только 0,5% покупок в этой стране будет осуществляться за наличные деньги. Даже пожертвования в церкви у скандинавов оплачиваются по безналу. В Европе доля безналичных платежей практически во всех странах превышает 50%, в Бельгии и Франции она составляет более 90%. Тем не менее и в России прогресс очевиден. Наш прогноз – около 50% покупок в 2018 году будут оплачены картами.

С другой стороны, в связи с  общим снижением кредитования рынок кредитных карт в 2015–2016 годах сжимался: в 2015 году на 6%, в 2016 году – еще на 4%. 

Негативную динамику рынка в 2015–2016 годах определяли в равной степени и снижение спроса на кредитные карты, и снижение предложения. Нестабильная экономика, девальвация рубля, массовые сокращения, рост безработицы и падение доходов населения привели к тому, что положение заемщиков (как действующих, так и потенциальных) ухудшилось, просрочка стала заметно расти, и кредитные организации, озабоченные высокими рисками, утратили интерес к активному развитию данного направления бизнеса. Банки повсеместно либо сокращали, либо «замораживали» карточные кредитные программы, либо вводили заградительные условия для их продления – повышенные ставки, дополнительные документы для подтверждения финансовой устойчивости заемщика.

В свою очередь, клиенты – физические лица не стремились наращивать кредитную нагрузку, оформлять новые займы, в том числе кредитные карты, а также продлевать действующие карты на новых, более жестких условиях (к примеру, с увеличением тарифа за выпуск новой карты, с повышением процентной ставки за пользование заемными средствами и т.д.).

«Разморозка» и ускорение

В 2017 году ситуация в сегменте кредитных карт стала меняться. Число кредитных карт, правда, по инерции продолжило сокращаться, но темпы существенно замедлились – всего на 1% по сравнению с концом 2016 года. Объем задолженности физических лиц по кредитам до востребования и овердрафтам на 1 апреля 2017 года составил около 1 трлн руб., увеличившись за квартал на 2,2%. В результате именно у сегмента кредитных карт наиболее явные перспективы для роста в 2017–2018 годах.

По оценкам БизнесДрома, сегмент кредитных карт ускорит рост и покажет прирост в 2017 году порядка 15%, в 2018 году он будет примерно таким же. При этом темпы роста сегмента кредитных карт будут выше среднерыночных для розничного кредитования, и именно он может внести один из наиболее существенных вкладов в динамику рынка. Участники рынка ожидают, что розничный кредитный портфель в 2017 году прибавит порядка 10%. Отложенный спрос на кредитные карты и потребительские кредиты также будет оказывать влияние на ситуацию.

При этом улучшается финансовое положение заемщиков: безработица находится на невысоком уровне (в районе 5%), реальные доходы россиян перестали падать, просрочка в рознице стабилизировалась на уровне 8% в  I квартале и, по нашим оценкам, даже может начать снижаться. 

В свою очередь, банки в такой рыночной ситуации могут позволить себе «играть» с условиями программ – ослаблять требования к заемщикам, расширять кредитные лимиты, выдавать новые карты, а также вводить новые предложения, например кобрендинговые программы с торговыми сетями. 

Кроме того, кредитные карты представляют собой бизнес, который позволяет банкам получать высокий процентный и комиссионный доход. Есть ряд сопутствующих комиссий при выпуске кредитных карт (за выпуск, годовое обслуживание), по повседневным операциям (мобильный банк, переводы, платежи). Кроме того, банкам нередко удается продать держателям кредитных карт кросс-продукты – вклады, программы ипотечного страхования жизни, иные кредиты. 

Лица все те же

Рынок кредитных карт традиционно является высококонцентрированным, и далее, по нашим прогнозам, концентрация будет усиливаться. На конец 2015 года банки из топ-10 охватывали 79% рынка, а по итогам 2016 года их совокупная доля увеличилась до 82%. Активно действовать в сегменте могут позволить себе банки, имеющие опыт в данном направлении, с выстроенными системами скоринга и риск-менеджмента по рознице.    

текст Константин Воробьев, старший вице-президент ICDI Pacific Сo., Ltd.
Поделиться:
 

Возврат к списку