Аналитика и комментарии

27 августа 2017

экономике нужны банки, работающие на реальный сектор

Для регионального банка стратегия поддержки реального сектора региона является наиболее верной, поскольку она способствует его стабильной работе даже в меняющихся общеэкономических условиях. О том, как этот тезис реали­зуется на практике, рассказал в интервью NBJ председатель наблюдатель­­ного совета КБ «Кубань Кредит» ООО Виктор БУДАРИН

NBJ: Виктор Константинович, выработал ли банк эту стратегию, опираясь на свой многолетний опыт работы на рынке, или она была сразу определяющей для него?

В. БУДАРИН: Банк «Кубань Кредит» придерживался этой стратегии изначально, и даже в сложных кризисных условиях он не только продолжает работать, но и растет. Уже много лет «Кубань Кредит» входит в сотню лучших банков страны по основным показателям, является лидером среди самостоятельных банков Краснодарского края. В 2016 году «Кубань Кредит» выдал региональным предприятиям 55,7 млрд руб. кредитных ресурсов – на 42% больше, чем в предыдущем году. В итоге корпоративный кредитный портфель банка вырос на 16% – до 42 млрд руб. Это более 55 % общего корпоративного кредитного портфеля самостоятельных банков края. Объем общего кредитного портфеля на середину 2017 года составил 54,3 млрд руб. За полгода «Кубань Кредит» увеличил объем капитала на 5,2% – до 9,1 млрд руб. До 80,6 млрд руб. выросли активы. «Кубань Кредит» неоднократно был признан лучшим региональным банком за поддержку региональной экономики и удостоен звания «Лидер экономики Кубани». 

NBJ: Как вы сами оцениваете результаты работы банка? 

В. БУДАРИН: Все эти цифры и позиции в рейтингах – результат многолетней ежедневной работы в рамках избранной изначально стратегии поддержки реального сектора экономики региона. Наш банк динамично развивается и занял достойное место на рынке Краснодарского края и Ростовской области, активно работает в этих регионах. 

NBJ: Несмотря на то, что для банковской системы время сейчас сложное…

В. БУДАРИН: Я всегда говорил: банковский бизнес является партнерством с государством. И если государство считает, что это партнерство его не совсем устраивает, то, конечно, оно вправе вносить изменения в условия сотрудничества с банком. В последние годы уже было ясно, что образовалась просто критическая масса банков с не совсем чистыми схемами работы. 

Еще до начала действий Центробанка в Ассоциации «Россия» мы были озабочены этим положением дел и понимали, что это компрометирует банковскую систему в целом. Свою позицию мы озвучивали на различных уровнях. Нам отвечали, что меры готовятся. И действительно, прошло буквально полгода, и ЦБ начал «чистку» банковских рядов. В результате здоровые банки, которые несли всю нагрузку, выполняя все требования регулятора, работают по-прежнему. 

NBJ: А малые банки? Им ведь все труднее соответствовать растущим требованиям регулятора?

В. БУДАРИН: Им, конечно, тяжелее. Доходность их бизнеса будет падать, так как они не успели достигнуть уровня, который позволял бы им обслуживать затраты, необходимые для ведения банковского бизнеса. Но государство пошло им навстречу: есть лицензии не только универсальные, но и базовые, которые дают малым банкам некоторые послабления, чтобы они могли продолжать свою деятельность и проводить необходимые финансовые операции.

NBJ: Ваш банк по многим показателям входит в сотню лучших банков страны. Но все же «Кубань Кредит» является частным региональным банком, который должен рассчитывать только на свои силы? 

В. БУДАРИН: Конечно, к банкам без госучастия регулятор всегда предъявлял повышенные требования. Естественно, у нас в результате появилось четкое понимание того, что или мы работаем на рынке, соблюдая все требования, или не работаем вообще. Наш банк всегда был открыт, абсолютно прозрачен, это подтверждают результаты проверок регулятора, в том числе и в кризисные периоды. За последние три года «Кубань Кредит» успешно прошел две проверки Центробанка. Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА) присвоило ему кредитный рейтинг на уровне «ВВ+(RU)», прогноз «стабильный». «Кубань Кредит» вошел в число лучших банков России по надежности (по данным ЦБ РФ), заняв 75 строчку в рейтинге. Эта позиция является лучшей среди самостоятельных банков Кубани. 

Процессы, которые сейчас происходят в банковской системе России, закономерны. Я всегда говорил: банки должны работать на экономику, содействовать ее движению вперед. Наш банк работает, старается выполнять все требования, прекрасно понимая, с каким вниманием наблюдают за нашей деятельностью. Мы постоянно каждый вопрос, который требует согласования, обсуждаем с ЦБ, ставим его в известность о своих планах. Все свои действия, связанные с новыми проектами, мы поясняем и доказываем, почему мы принимаем то или иное решение. Так, например, на Кубани сейчас остро стоит вопрос строительства социальных объектов, в первую очередь школ. Сейчас в крае школы строятся на средства застройщика, часть этих объектов будет постепенно выкупаться муниципалитетами. Понимая важность этой проблемы, мы готовы финансировать застройщиков таких объектов. Поэтому все процедуры, которые необходимы для кредитования, мы согласовали с Центробанком, а Законодательное собрание Краснодарского края подписало соответствующие документы.

NBJ: В вашем банке всегда была минимальная просрочка по кредитам, вы говорили, что у вас сильное отделение риск-менеджмента. Сегодня достаточно этой службы? 

В. БУДАРИН: Сегодня у нас для этого создан полноценный механизм. Налажен он был, конечно, не сразу, это делалось постепенно, но сегодня мы имеем полноценную картину ситуации в регионе. В первую очередь, это аналитическое управление, которое проводит ежедневный мониторинг всей экономической и политической ситуации в крае. В соответствии с результатами постоянного анализа мы принимаем решение, делаем необходимые корректировки. Для принятия верного решения очень важно качество представленной информации. Результаты аналитической службы позволяют нам лучше чувствовать рынок, решая, куда банку стоит инвестировать; какие отрасли, группы бизнеса можно кредитовать, а какие нет.

NBJ: Какова стратегия развития вашего банка на ближайшие год-два?

В. БУДАРИН: Нашей задачей и целью является дальнейшее развитие, но постепенное, небольшими выверенными шагами, без резких движений. В этом году мы так работаем, но и раньше придерживались этого принципа.

NBJ: Но в итоге получались семимильные шаги. 

В. БУДАРИН: Если говорить об итогах 2016 года, то отчасти этот рост обусловлен приходом к нам новых клиентов в связи с тем, что закрылся ряд региональных банков и филиалов федеральных банков. В самом начале этого процесса мы ощутили заметный приток клиентов. Полагаю, сработал эффект доверия, которое мы завоевали за все годы работы в регионе – а это уже почти четверть века. В начале года пришлось даже снизить ставки по вкладам, чтобы притормозить их приток. По итогам 2017 года такого бурного роста мы уже не ждем, его динамика будет в пределах обычных рыночных процентов. Сегодняшний рост в 10-12 % нас вполне устраивает. Я считаю, что банк хорошо сработал в первом полугодии, накопил резервы.

NBJ: В какие отрасли банк инвестирует в больших объемах?

В. БУДАРИН: Это отрасли, приоритетные для нашего края. Для нас сегодня актуальна поддержка агропромышленного комплекса – как сельхозпроизводителей, так и переработчиков. Особенно это стало актуально в последние годы, когда был принят курс на импортозамещение. Так, мы кредитовали строительство нескольких фруктохранилищ, мукомольных комбинатов, холодильного оборудования. Одним из интересных крупных проектов стала закладка яблоневых садов интенсивного типа с системой автополива. 

По-прежнему в приоритете дорожная и туристическая отрасли, строительство, производство строительных материалов, машиностроение, санаторно-курортная отрасль. 

NBJ: А какова стратегия развития банка в плане расширения сферы обслуживания, доступности банковских услуг? «Кубань Кредит» уже имеет наибольшее среди самостоятельных банков края количество точек обслуживания. Будете ли вы и дальше расширять сеть или все же развивать удаленное обслуживание?

В. БУДАРИН: Мы будем развивать оба этих направления. По всей видимости, потребительское кредитование будет все больше переходить на современные технологии, дистанционное обслуживание. Что касается кредитования малого и среднего бизнеса, то, конечно, МСБ нужно живое общение с банком. Я не представляю, как предприниматель, планируя развитие бизнеса, может не прийти в банк, не рассказать о своих проблемах и планах, не получить консультацию, совет. 

Конечно, мы будем оптимизировать наши допофисы, сокращать в них количество работников, устанавливая более технологичное оборудование. Но мы всегда развивались и будем развиваться, чтобы современные банковские услуги были доступны жителям даже самых удаленных уголков края.    

беседовала Софья Мороз
Поделиться:
 

Возврат к списку