Аналитика и комментарии

07 июля 2017

страховой рынок в 2017 году: останется ли банковский канал драйвером роста

Несмотря на стагнацию экономики, страховой рынок в 2016 году вырос на 15,3 % — это лучший результат за последние четыре года. Темп роста премий превысил уровень инфляции (5,4 %), количество договоров увеличилось на 24 млн. Но тот же 2016 год стал и последним годом работы для 73 страховых компаний. Мелкие страховщики становятся неконкурентоспособными: практически все ушедшие с рынка компании находились за пределами топ-50.

Драйвером роста среди страховых продуктов стало инвестиционное страхование жизни, а среди каналов продаж наиболее востребованным оказался банковский. Помимо страхования жизни активно развиваются страхование от несчастных случаев, страхование имущества граждан, страхование финансовых рисков. 

Долгое время бывшее лидером рынка автострахование сдало свои позиции. Сегмент автокаско потерял в 2016 году 16,6 млрд рублей премий, а ОСАГО осталось основной болевой точкой рынка: эффект повышения тарифов закончился, и начиная с III квартала убыточность достигла критических значений. Страховщики надеются на положительный эффект закона о натуральном возмещении, но оценить результаты удастся в лучшем случае к концу года. Скорее всего, в 2017 году ОСАГО принесет убытки большинству страховщиков. 

Страховой рынок стоит на пороге технологической революции. Объем интернет-продаж за 3 года вырос более чем в 3 раза, и если прибавка в 2015 году составила всего 363 млн рублей, то в 2016 году — уже 2,3 млрд рублей. В 2017 году ожидается стремительный рост интернет-продаж, и итоги первых месяцев это подтверждают: уже заключено более миллиона договоров ОСАГО в электронном виде.

Из 155 млрд рублей, на которые увеличился объем премий в 2016 году, 136 млрд рублей принесли страховые посредники. Структура каналов продаж по сравнению с прошлым годом изменилась за счет резкого роста банковского канала (+113 млрд рублей).

Банки активно продают как кредитные, так и некредитные страховые продукты. Рост объемов кредитования и активность банков в отношении продаж полисов страхования жизни, имущества, финансовых рисков положительно влияют на динамику ­премий. На долю кредитных организаций приходится 84 % премий по договорам страхования жизни, 61,5 % — по договорам страхования финансовых рисков, 53 % — по договорам страхования от несчастных случаев, 32,6 % — по договорам страхования имущества физических лиц.

Банковский канал остается самым дорогим для страховщиков: при среднерыночном проценте комиссии около 21 % банки получают приблизительно 27 %. По страхованию от несчастных случаев вознаграждение банкам составляет около 44,2 % (в среднем по рынку — 40 %), по страхованию имущества граждан — порядка 43,8 % (в среднем по рынку — 36,2 %). 

Востребованность этого канала у страховщиков достаточно высокая, что объясняется доступностью целевой аудитории, хорошей квалификацией персонала, низкой убыточностью по продаваемым через банки продуктам.

Ожидаемый в 2017 году рост кредитования положительно повлияет на сегмент банкострахования. При этом некредитное страхование будет развиваться более высокими темпами, что связано как с низким проникновением, так и с активностью самих банков, для которых комиссионное вознаграждение становится значительной частью доходов. В 2016 году банки получили от страховщиков 77,4 млрд рублей против 52 млрд рублей в 2015 году. Доходы от комиссионного вознаграждения превысили 8 % прибыли кредитных организаций. 

Для страхования жизни, страхования от несчастных случаев и страхования финансовых рисков в 2017 году банки останутся основным каналом продаж.

Страхование жизни займет наибольшую долю рынка, темп прироста премий сохранится на высоком уровне (но примерно в 2 раза ниже значений 2016 года) в основном за счет инвестиционного страхования. Объем премий по накопительному страхованию также вырастет на 15–20 %. Лидером life-сегмента останется СК «Сбербанк страхование жизни».

Темп прироста премий по страхованию от несчастных случаев сократится в 2-2,5 раза, но останется дву-значным (10–15 %). 

Из некредитных продуктов хороший потенциал видится у «коробок» в сегменте страхования имущества физических лиц и страхования от несчастных случаев: стоимость полиса небольшая, предстраховой осмотр не требуется, страховое поле достаточно широкое, хоть и ограничено невысокими доходами населения. 

Продажи через банковский канал показали взрывной рост в 2016 году и останутся драйвером рынка в этом году, но темп прироста сократится.

Факторами давления на страховой бизнес в 2017 году будут увеличение убыточности по ОСАГО, рост мошенничества, операционные риски в связи с переходом на новый план счетов. Новые требования к размеру уставного капитала, сокращение инвестиционного дохода, усиление надзора приведут к дальнейшему уменьшению числа страховых организаций.

 

Ознакомиться с PDF-версией рэнкингов

текст Татьяна Никитина, руководитель управления страховых рейтингов Национального рейтингового агентства
Поделиться:
 

Возврат к списку