Аналитика и комментарии

07 июля 2017

АКБ «Форштадт»: когда лояльность к клиентам – не просто слово

Он утверждает, что не является банкиром, хотя вот уже 23 года связан с этой сферой. Называя себя «мелким конторским служащим», девять лет возглавлял банк, ставший самым крупным в Оренбуржье. Александр Соколов, председатель совета директоров банка «Форштадт», в интервью NBJ рассказал, как сейчас развивается бизнес компании.

NBJ: Александр Павлович, банк «Форштадт» в этом году отмечает свой 25-летний юбилей. Расскажите, пожалуйста, об истории создания банка: в каких условиях он начал свою работу, какой была его бизнес-стратегия в тот период?

А. СОКОЛОВ: Какие только определения не дают теперь началу девяностых. Безусловно, непростое было время. И многим, с позиций сегодняшнего дня, история создания банка может показаться авантюрой. Впрочем, наверняка, дух авантюризма присутствовал у тех, кто решился на это дело. Идея состояла в том, чтобы создать «банк банкиров», то есть те немногие, имевшие тогда отношение к региональному банковскому бизнесу, вкладывали долю в капитал нового банка. Честолюбивые помыслы организаторов этого процесса привели к тому, что четверть века назад появилась новая кредитная организация.

Понятно, что такой процесс изначально предполагал трудности становления.  Не было нормальных помещений, грамотного персонала, необходимых средств и, соответственно, клиентов. Если это можно назвать бизнес-стратегией, то два с лишним года она заключалась исключительно в желании выжить. Сейчас это кажется странным, но в те времена было почти чудом, что нам удалось выжить, сохранив капитал банка и не допустив убытков. Можно сказать, что старт не был гладким, но удержаться на дистанции получилось.

NBJ: В жизни каждого банка есть ключевые периоды, которые оказали существенное влияние на его дальнейшую деятельность. Какие подобные периоды вы бы выделили в истории АКБ «Форштадт»?

А. СОКОЛОВ: Пожалуй, их было три. Первый, когда после «мучений рождения» и двух лет «младенчества» с приходом, кстати, довольно случайным, нового руководства и при безусловном содействии тогдашнего первого заместителя начальника Главного управления Банка России Николая Константиновича Борисюка сменился собственник. Благодаря новому собственнику процесс развития вышел на совершенно иной уровень, и началось настоящее становление нового банка. Я намеренно здесь выделил вклад чиновника Банка России, поскольку тогда они не на словах, а на деле заботились о становлении и укреплении регионального банковского сектора. 

Коренным образом обновленный состав акционеров в разы увеличил собственные средства банка, обеспечил условия для существенного роста его бизнеса. 

Еще одним важным событием, значительно повлиявшим на наш имидж, явился ввод в эксплуатацию в 2007 году нового здания банка, построенного, естественно, опять-таки за счет крупнейших акционеров. Это не помпезное с колоннами и мрамором сооружение, каким, по мнению многих, должен быть такой объект, а функционально ориентированное здание, где все продумано до мелочей.
Следующий этап я связываю с назначением на должность председателя правления Галины Григорьевны Сухоносенко. Вот уже восемь лет она занимается очень сложным делом и вместе со своей командой исполняет  обязанности очень достойно.

NBJ: За 25 лет российская банковская система прошла, как минимум, через три крупных кризиса, не считая многочисленных «мини-кризисов», имевших место в 90-х годах прошлого века. Что, по вашему мнению, помогло банку выстоять?

А. СОКОЛОВ: В первую и главную очередь — доверие, которое мы сумели завоевать у наших клиентов и партнеров. Такое отношение, с одной стороны, и жесткий контроль, с другой, позволили не совершать резких необдуманных шагов и настойчиво, иногда, как говорится, «в ручном режиме» искать выход из сложных ситуаций. Возросший профессиональный уровень персонала положительно сказывался в этом деле.

Не устану повторять свой тезис о позитивном опыте работы тогдашнего территориального органа Центрального банка РФ. Конструктивное деловое сотрудничество с ним помогало нам в поиске верных решений, но главное — придавало уверенности в работе. Согласитесь, что это подчас куда важнее какой-либо материальной поддержки.

NBJ: Претерпевала ли изменения бизнес-стратегия банка за этот 25-летний период? Если да, то в чем заключались эти изменения?

А. СОКОЛОВ: Безусловно, никакие изначально провозглашенные догмы не могут быть долговечными. Так, ориентируясь одно время на рынок ценных бумаг как основной источник дохода, после кризиса 1998 года мы вынуждены были практически до нуля свернуть эту составляющую и найти другие пути зарабатывания средств. То же самое, например, произошло с ипотечным кредитованием — известные события недавнего прошлого заметно снизили его долю в нашем бизнесе. Иными словами, внешние факторы оказывают влияние, чаще всего негативное, на исполнение утвержденной стратегии развития. Хотя в условиях перманентных банковских, всеобщих, санкционных и прочих кризисов, вероятно, это неизбежно.  

NBJ: Какой бизнес-стратегии придерживается банк сейчас? Назовите, пожалуйста, ее ключевые моменты. Какие направления бизнеса для банка являются приоритетными?

А. СОКОЛОВ: Сегодня «Форштадт» — универсальный банк, придерживающийся достаточно консервативного подхода в своей деятельности. Он наращивает свое присутствие в различных субъектах нашей страны. Кроме широкой сети дополнительных офисов в населенных пунктах Оренбуржья, наша кредитная организация представлена в Санкт-Петербурге, Башкортостане, Самарской, Воронежской, Челябинской областях. В настоящее время мы прорабатываем вопрос присутствия нашего банка в столичном регионе. 

Наверное, сегодня сложно выделить какие-либо приоритеты в обслуживаемых организациях. Мы работаем со всеми, кто разделяет наши принципы и готов сотрудничать в исключительно прозрачном пространстве. Для нас это — одно из главных правил!

Вместе с тем совместно с собственниками мы постоянно пытаемся найти новые пути повышения эффективности нашей деятельности. 

NBJ: АКБ «Форштадт» является примером успешности модели регионального банка — это крупнейшая финансово-кредитная организация в Оренбургской области. По вашему мнению, какие конкурентные преимущества есть у региональных банков по сравнению с теми организациями, которые принято называть «федералами»?

А. СОКОЛОВ: Теперь мы уже, как я говорил, перешагнули границы региона.  Но от «федералов» нас отличает исключительная самостоятельность в принятии решений, что позволяет оперативнее откликаться на запросы клиентов. Это немаловажный фактор. Мы лучше знаем потребности региональной экономики, руководителей предприятий, нам легче достичь взаимопонимания с нашими клиентами. Сказывается, безусловно, и то, что у нас любой клиент на счету, поэтому мы делаем все, чтобы у него было как можно меньше оснований сменить кредитную организацию. 

Но все-таки главное наше преимущество, по моему мнению, заключается в том, что мы частный банк и не подвержены никаким конъюнктурным обстоятельствам, которые порой негативно сказываются как раз в банковской сфере. Да, потоки бюджетных средств идут мимо нас, но именно отсутствие таких денег не дает нам возможности расслабиться, требует от нас неустанного поиска и, соответственно, повышения профессиональной квалификации  работников.

Вообще я глубоко уверен, что только частная форма организации нашего бизнеса имеет перспективу. Государственное участие в капитале банков — полнейший анахронизм. Я еще помню время, когда такое утверждение для всего сообщества было аксиомой. Теперь это опять надо доказывать. 

Такое положение, я считаю, есть причина того, что проблема равной доступности к наиболее привлекательным сегментам ресурсной базы не только не решена, но в последние годы серьезно усугубилась. В таких условиях рассуждать о равноправной конкуренции – нонсенс.

NBJ: Какую роль, по вашему мнению, в обеспечении эффективности деятельности банка играет такой фактор, как клиентоориентированность? Что в вашем банке вкладывают в это понятие?

А. СОКОЛОВ: Ключевую. Я уже отмечал, что мы дорожим каждым, кто пришел к нам на обслуживание, стараемся по максимуму откликнуться на потребности партнеров. Наш многолетний слоган — «Всегда на твоей стороне» — для нас незыблем.

NBJ: Мы все сейчас переживаем время бурного развития высоких технологий. Какое внимание АКБ «Форштадт» уделяет развитию своей технологической составляющей? Какие проекты в сфере автоматизации деятельности он реализует?

А. СОКОЛОВ: Из наиболее значимых я назову создание некоторое время назад собственного процессингового центра, что существенно продвинуло уровень услуг на рынке пластиковых карт. Мы ставим перед собой и целенаправленно решаем задачу непрерывного технологического обновления. 

Но вот здесь, как мне кажется, возникает вопрос совершенно в иной плоскости. Чем и как измерять прогресс в банковской сфере? Количеством внедренного железа и цифровых технологий? Или совершенствованием отношений между равноправными партнерами, созданием действительно одинаковых условий для конкуренции? Представляется, что именно второй подход обеспечит подлинное развитие рынка банковских услуг, повысит его эффективность, даст новый толчок к удовлетворению потребностей экономики и населения нашей страны. При этом очень важно, как мне кажется, за новыми системами дистанционного обслуживания не потерять улыбку операционистки и искреннее рукопожатие договорившихся партнеров.

NBJ: Каковы дальнейшие планы банка в среднесрочной перспективе? 

А. СОКОЛОВ: Главная и основная составляющая — не стоять на месте. В нынешних условиях, когда экономическая и гео­политическая турбулентность, которая явля­ется характерной для нашей страны, не привела к заметным улучшениям на финансовых рынках, не создала новых стимулов развития, в том числе и в банковском секторе, очень сложно говорить о перспективе. Негативно на поиске эффективных путей выхода из кризиса сказываются постоянно сокращающиеся возможности режима обратной связи по тем или иным направлениям, прежде всего, с органами, осуществляющими функ­цию регулирования.

Недавно мне на глаза попалось интервью, которое я давал другому банковскому изданию 15 лет назад. Увы, абсолютное большинство тезисов того времени актуально до сих пор. Не кажется ли вам, что это является не просто совпадением, а симптомом? Поэтому я сформулирую наши предстоящие планы девизом, впервые провозглашенным английским поэтом XIX века Альфредом Теннисоном: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!»    

беседовала Софья Мороз
Поделиться:
 

Возврат к списку