Аналитика и комментарии

23 мая 2017

инструменты вне конкуренции

Коммерческих банковских организаций на российском рынке становится все меньше: это связано как с ужесточением регулирования и надзора со стороны Центрального банка РФ, так и с тем, что банкам приходится работать в непростых экономических условиях. При этом наиболее доступным источником фондирования деятельности остаются вклады физических лиц. Неудивительно, что на этом фоне финансово-кредитные организации прилагают максимум усилий для обеспечения высококачественного обслуживания, создания наиболее привлекательных условий размещения средств и удержания клиентов. 

В свою очередь, клиенты стали намного осторожнее и куда более рационально подходят к выбору банковского продукта, даже такого, на первый взгляд, привычного и знакомого, как вклад.

Простота, доступность и гарантия

По официальным данным Агентства по страхованию вкладов (АСВ), количество участников системы страхования вкладов (ССВ) по состоянию на 11 мая 2017 года составило 799 финансово-­кредитных организаций. В их числе 493 действующих банка, имеющих лицензию на работу с физическими лицами. Четыре действующие кредитные организации, ранее принимавшие вклады, утратили право на привлечение денежных средств физических лиц. И оставшиеся 300 банковских организаций из 799 находятся в процессе ­ликвидации. 

Количество страховых случаев за время функционирования ССВ составило 400 (по состоянию на 5 мая 2017 года). Размер страховой ответствен­ности АСВ перед клиентами банков, в отношении которых наступил страховой случай, составляет 1,41 трлн рублей. Число вкладчиков банков, у которых была отозвана лицензия, имеющих право на страховое возмещение, достигло 7,79 млн человек. 

С момента создания Агентства по страхованию вкладов 3,23 млн вкладчиков получили страховое возмещение в размере 1,42 трлн рублей. 

Согласно Федеральному ­закону №177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации», вклады физических лиц в финансово-кредитных организациях, входящих в систему страхования вкладов, автоматически считаются застрахованными со дня вступления банка в систему. Все банки – участники ССВ обязаны ежеквартально вносить средства в фонд обязательного страхования вкладов, в рамках которого эти деньги используются для выплат по страховым случаям. По состоянию на начало 2017 года размер данного фонда составлял более 200 млрд рублей.

Именно существование системы страхования вкладов во многом предопределило лояльность банковских клиентов к такому финансовому инструменту, как депозит. Конечно, как поясняют эксперты, каждый ­страховой случай оказывает психологическое влияние на  клиентов. Тем не менее потребители банковских услуг не спешат забирать свои средства: большинство россиян уверены в том, что организации, в которых они обслуживаются, являются стабильными и надежными, да и сами вклады представляются им понятным, простым и надежным продуктом. 

«Несмотря на снижение реальных доходов, жители России продолжают придерживаться сберегательной модели поведения. Банковский депозит – это понятный инструмент сохранения накоплений, поэтому спрос на него остается неизменным», – рассказывает начальник управления пассивных операций Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР) Ольга Аксенова.

Вице-президент банка «Российский Капитал» Екатерина Орлова также отмечает, что в настоящее время спрос на вклады сохраняется. «Однако в текущей ситуации клиенты более тщательно подходят к выбору банка для хранения своих средств. Наиболее востребованными являются банки с долей государственного участия», – поясняет эксперт.

«Депозиты в рублях постоянно растут: так, только за 2016 год совокупный объем депозитов физических лиц в рублях вырос с 16,4 трлн рублей до 17,2 трлн рублей. И это при том, что конъюнктуру рынка нельзя назвать благоприятной: за 2016 год средневзвешенная ставка привлечения по рынку продолжила падение и снизилась еще в среднем на 2 процентных пункта, а лицензии лишились еще несколько десятков банков. Тем не менее депозиты традиционно являются основным инструментом сбережения средств для населения и, вероятно, будут оставаться таковым в среднесрочной перспективе с учетом текущей ситуации в экономике страны», – подчеркивает заместитель председателя правления Росгосстрах Банка Аскер Еникеев.

«Банковские вклады для физических лиц являются традиционным финансовым инструментом. Они отличаются от других финансовых инструментов следующими моментами: гарантированной доходностью, фиксированным сроком, возможностью забрать основную сумму без процентов по первому требованию, наличием гарантии государства на сумму в 1,4 млн рублей (если банк является членом системы по государственному страхованию вкладов)», – говорит старший управляющий директор – директор департамента благосостояния клиентов Сбербанка России Максим Чернин.

«Наряду с различными видами ценных бумаг и производными на них, паями инвестиционных фондов, драгметаллами и металлическими счетами, банковский вклад является доступным инструментом для управления накоплениями, – обращает внимание главный специалист отдела операций на денежном рынке казначейства банка «Возрождение» Михаил Берулава. – При этом вклад в данном перечне действительно лидирует по популярности за счет наглядности выгод и других параметров. Чаще всего, когда речь заходит о вкладе, имеется в виду депозит с фиксированной ставкой процента и известным сроком, что значительно упрощает принятие клиентом решения в пользу открытия вклада».

Руководитель направления исследований финансовых технологий аналитического центра НАФИ Сергей Антонян считает, что популярность вкладов обеспечивается социологической структурой российского общества. «Больше всего этот продукт востребован у граждан предпенсионного и пенсионного возраста. Среди людей старше 55 лет доля тех, кто предпочитает вклады, составляет 23%. Если учесть тот факт, что доля пожилых людей в структуре населения России уже достигла 20% и продолжает стремительно расти, то можно прогнозировать устойчивый спрос на вклады. Еще нужно иметь в виду, что при выборе инструмента сбережений крайне важен фактор доверия», – отмечает специалист. При этом Сергей Антонян подчеркивает, что, несмотря на многочисленные факты отзыва лицензий, авторитет банков в России значительно выше, чем всех прочих финансовых институтов.

риск Выше, срок дольше, результат неясен

Несмотря на то, что в большинстве своем россияне достаточно консервативны в выборе финансовых инструментов, среди них находятся те, кто готов разумно рисковать. Их не устраивают вклады, тем более что ставки по ним снижаются и никаких признаков перелома этой тенденции не просматривается. Что же банки могут предложить таким клиентам взамен простых вкладов?

По словам Михаила Берулавы (банк «Возрождение»), на современном банковском рынке существуют альтернативные вкладу финансовые инструменты. «Однако их качественное отличие от вклада заключается в том, что предлагаемая доходность возможна только при условии принятия более высокого уровня риска, который потом определенным образом распределяется между банком и клиентом», – говорит специалист.

Максим Чернин (Сбербанк) считает, что в качестве альтернативы банковским вкладам можно рассматривать акции и облигации. «Например, инвестиции в акции предполагают покупку ценных бумаг каких-либо эмитентов в расчете на рост компании или улучшение показателей ее хозяйственной деятельности и отражение этих результатов в виде увеличения стоимости ее ценных бумаг. Вложения в облигации принесут доходность в виде купонов по фиксированной или плавающей ставке, но результат вложений будет зависеть от цены покупки, а потом и продажи облигаций, если они будут находиться у инвестора не до истечения срока действия», – рассуждает эксперт.

«Приобретая ценные бумаги, инвес­тор должен учитывать свой аппетит к риску. Приобретения должны соответствовать его риск-профилю и опыту. Все решения инвестор должен принимать взвешенно и самостоятельно, используя доступные механизмы снижения рисков. В случае наличия достаточного опыта и времени инвестор для приобретения облигаций может открыть брокерский счет, если опыта и свободного времени меньше – счет доверительного управления», – советует ­Максим ­Чернин (­Сбербанк).

«Инвестиции в другие, альтернативные вкладу инструменты чаще всего не предполагают обязательств противоположной стороны сделки по выплате заранее известного процента, и их результат зависит от рыночных цен на соответствующие активы, будь то акции, облигации или золото. Если точнее, то он зависит от их динамики за конкретный период инвестиций, поскольку нередки ситуации, когда финансовый результат от операций получается с отрицательной доходностью. С другой стороны, эти инструменты позволяют при соответствующей рыночной динамике получать доходность выше депозитных уровней, поэтому решение при выборе инструмента зависит от готовности клиента к определенной степени риска», – говорит  Михаил Берулава (банк «Возрождение»).

Аскер Еникеев (Росгосстрах Банк) считает, что основным минусом для клиентов, решивших вложить средства в инструменты фондового рынка, является срок инвестирования. «Вклады размещаются в основном на срок до года. Инвестиции целесообразно размещать на срок не менее 3 лет, а лучше – на 5 лет. Тогда они показывают заявленную доходность. Помимо этого, необходимо все-таки следить за рынком, анализировать отчеты и при необходимости менять базовый актив. В остальном инвестиционные продукты могут быть полной или частичной альтернативой депозитам», – отмечает Аскер Еникеев.

Вице-президент, директор департамента депозитов и комиссионных продуктов «Ренессанс Кредит» Галина Уткина сформулировала свою позицию проще. «Все зависит от целей клиента. Если открывается краткосрочный вклад на один или три месяца, то, скорее всего, деньги клиенту понадобятся для совершения каких-либо крупных покупок именно через этот промежуток времени. Брать на себя на короткий период валютные или какие-либо еще риски нецелесообразно. Исключением может стать ситуация, когда деньги будут тратиться именно в валюте», – резюмирует специалист.

Страхование жизни: пока не столь понятно и просто

По мнению экспертов, в последнее время достаточно по­пулярными становятся и страховые продукты и в первую очередь полисы накопительного страхования жизни. Тому есть ряд причин: ухудшение экономической ситуации в стране (во всяком случае, в период с конца 2013 года по начало 2015 года), неопределенность перспектив пенсионной системы. Страховые компании гарантируют, что ставка дохода по полису накопительного страхования жизни останется неизменной на протяжении всего периода страхования, как это прописано в договоре. И это делает данный продукт привлекательным в глазах клиентов.

«Страхование жизни связано с предоставлением страховщиком в обмен на уплату страховых премий гарантии выплатить определенную сумму денег (страховую сумму). Страховая сумма выплачивается страхователю или указанным им третьим лицам в случае его смерти или его дожития до определенного возраста», – говорит Максим Чернин (Сбербанк). Таким образом, этот инструмент обеспечивает клиенту (или его наследникам) высокий доход от инвестиций при гарантии сохранности финансовых вложений. 

В программах инвестиционного страхования жизни сумма денежных средств, вложенных клиентом, делится на два фонда: гарантийный и инвестиционный. Цель гарантийного фонда – обеспечить возврат внесенного капитала при любой ситуации на фондовом рынке. Инвестиционный фонд обеспечивает доходность продукта исходя из динамики выбранного базового актива (их существует много: например, золото, нефть, индекс РТС и т.п.). 

«Это инвестиционное решение имеет «страховую оболочку», что наделяет его рядом выгодных преимуществ, недоступных для других инвестиционных инструментов. Во-первых, это льготное налогообложение доходов по продукту. Во-вторых, страховая защита жизни клиента и особый защитный юридический статус вложений. В текущих реалиях этот продукт пользуется достаточно высоким спросом на фоне демонстрируемого им уровня доходности, зачастую превышающего текущую доходность по вкладам», – констатирует Аскер Еникеев (Росгосстрах Банк).

Сергей Антонян (НАФИ) со своей стороны отмечает, что рассматривать накопительное страхование жизни как альтернативу вкладам было бы неверно. «Этот продукт активно продвигается банками и позиционируется в качестве альтернативы депозитным продуктам, но на деле он представляет собой гибрид программы накопительного страхования и инвестиций на фондовом рынке», – уточняет специалист. 

К тому же, по мнению Сергея Антоняна, необходимо отдавать себе отчет в том, что данный продукт является достаточно сложным для восприятия его клиентами. «Основной минус этого продукта перед традиционными вкладами в том, что он слишком сложен и непонятен для массового потребителя, особенно сложно в нем разобраться пожилым людям, у которых вклады наиболее востребованы. Если речь идет о клиентах старшего возраста, банкам нелегко предлагать этот продукт как альтернативу депозитам не только потому, что продукт им непонятен, но и в связи с высоким риском наступления страхового случая (смерти или потери трудоспособности)», – полагает эксперт.

Понятно, что по мере изменения возрастной структуры общества будут меняться и финансовые предпочтения банковских клиентов. Но пока эксперты согласны в том, что вклад остается вне конкуренции – в первую очередь благодаря своей простоте и ­надежности.  

текст Иван Скогорев
Поделиться:
 

Возврат к списку