Аналитика и комментарии

03 февраля 2017

законы года на низком старте

Эксперты уверены: оба законопроекта имеют неплохие шансы на то, чтобы быть принятыми в 2017 году. Особенно высоко оценивается вероятность принятия закона, регулирующего деятельность финансового омбудсмена. Шансы на его одобрение повышает то, что о необходимости расширения практики внесудебных разбирательств в финансовой сфере заявил президент России ­Владимир Путин. 

Свою позицию президент подтвердил под занавес прошлого года: в конце ноября Владимир Путин поддержал инициативу разработки законопроекта о финансовом уполномоченном, предложенную Общероссийским народным фронтом (ОНФ). «В сегодняшних условиях взаимоотношения между кредиторами и банком, финансовым учреждением нужно, конечно, самым внимательным образом регулировать и отслеживать в деталях, – заявил президент. – Расширение практики внесудебных разбирательств – абсолютно правильное решение, в этом направлении нужно двигаться».

Кроме того, Владимир Путин также отметил, что в случае необходимости ответственность банков за выдачу необеспеченных займов будет усилена. Президент упомянул, что у Банка России есть целый набор инструментов для предотвращения чрезмерного роста необеспеченного кредитования, однако, если этого недостаточно, то можно подумать и об усилении ответственности банков.

По словам президента Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегина Тосуняна, заявление Владимира Путина о необходимости принятия закона о финансовом уполномоченном имеет очень большое значение для ассоциации. «Это то, чего ассоциация добивалась на протяжении долгого времени, – заявил Гарегин Тосунян. – АРБ была инициатором создания института финансового омбудсмена в России и поддерживает необходимость скорейшего принятия соответствующего закона». По мнению президента АРБ, законодательное закрепление основ деятельности финансового уполномоченного повысит эффективность этого востребованного гражданами института.

В начале декабря 2016 года на очередном заседании совета при председателе Совета Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества председатель СФ Валентина Матвиенко отметила, что закон о финансовом уполномоченном, идею принятия которого недавно поддержал президент России, еще два года назад был внесен правительством в Госдуму, однако работа над ним затянулась. «Настало время выходить на финишную прямую с его доработкой и принятием, поскольку он защитит интересы миллионов граждан», – заявила Валентина Матвиенко.

Действительно, закон о финансовом омбудсмене ожидает своей очереди уже не один год. Напомним, что чуть более шести лет назад Ассоциация российских банков приняла решение создать институт финансового омбудсмена, который довольно быстро стал популярным в силу того, что не только граждане, но и юридические лица прибегали к его (омбудсмена) помощи. Возникла объективная необходимость наделить финансового омбудсмена соответствующими полномочиями и правами на законодательном уровне. По инициативе президента страны такой закон был подготовлен, внесен на рассмотрение в Государственную Думу и даже принят в первом чтении летом 2014 года. Но на этом, к сожалению, все закончилось, и закон остался пылиться на полке, ожидая, когда наступит его очередь.

В настоящее время в России действует общественный примиритель на финансовом рынке (финансовый омбудсмен) – орган внесудебного рассмотрения споров, возникающих между финансовыми организациями и их клиентами – физическими лицами. Эту работу ведет доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук, профессор Павел Медведев. Он позитивно отреагировал на инициативу президента России: «Необходимо отдать должное президенту Владимиру Путину – его однозначная поддержка закона, выраженная 22 ноября на заседании «Форума действий» Общероссийского народного фронта, дает надежду на то, что очень нужное дело воплотится в жизнь. Надеюсь, после такого заявления вопрос о принятии закона будет решен достаточно оперативно».

Поправки Минфина

Согласно тексту поправок к законопроекту о финансовом омбудсмене, который был подготовлен и опубликован на портале проектов нормативных правовых актов Министерством финансов РФ, создателем Службы финансовых уполномоченных станет Центробанк.

Банк России будет утверждать устав службы и изменения в него, при этом финансовые уполномоченные должны быть независимыми от ЦБ РФ: регулятор не имеет права вмешиваться в деятельность службы.

В течение одного месяца со дня государственной регистрации службы Банк России должен передать ей 300 млн рублей для начала ее деятельности. Кроме того, Центробанк сможет предоставлять Службе финансовых уполномоченных для выполнения поставленных перед ней задач в безвозмездное пользование движимое и недвижимое имущество. Банк России также вправе предоставлять финансовым уполномоченным информацию о деятельности финансовых организаций, в том числе ту, доступ к которой ограничен законом.

Служба финомбудсменов организует сбор, обработку и рассмотрение обращений граждан и финансовых организаций. Органами управления службы будут главный финансовый уполномоченный, генеральный директор службы, а также наблюдательный совет, в который войдут представители правительства, Банка России, объединений финансовых организаций.

Обращаться в Службу финансовых омбудсменов смогут только клиенты –физические лица, причем делать это они смогут совершенно бесплатно. Обращения индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, являющихся клиентами банков, рассматриваться не будут. 

Предложенные поправки устанавливают ряд требований к кандидатам на должность финансового уполномоченного. Им сможет стать только гражданин России не моложе 35 лет и не старше 70 лет, с высшим юридическим или экономическим образованием и опытом работы в сфере финансовых рынков не менее пяти лет. Уполномоченными не смогут стать сенаторы или депутаты, а также лица, занимающие должности в госорганах или Банке России.

СНИЛС указывать необязательно?

Нужно сказать еще об одном законопроекте, принятом Госдумой в первом чтении в декабре прошлого года и также ожидающем своей очереди.

Речь идет о том, что банкам и другим источникам формирования кредитной истории предлагается дать право не указывать страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС) заемщика в титульной части его кредитной истории. 

С 1 января 2017 года стало обязательным указание СНИЛС при формировании кредитной истории. Это требование возникло в соответствии со статьей 8 Федерального закона № ­189-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Закон не обязывает Пенсионный фонд России предоставлять банкам информацию о СНИЛС. Кроме того, некоторые категории граждан не обязаны иметь СНИЛС – в частности, военнослужащие, судьи, самозанятые и неработающие граждане. Это, по мнению экспертов, создает негативные тенденции развития рынка потребительского кредитования, поскольку налагает на заемщиков и кредиторов дополнительные, ничем не обусловленные обязательства. 

В связи с этим законопроект предлагает исключить обязанность банков указывать в кредитной истории СНИЛС, сохранив за кредитными организациями такое право, если заемщик предоставил документ добровольно.  

текст Оксана Дяченко
Поделиться:
 

Возврат к списку