Аналитика и комментарии

19 декабря 2016

вызов года – ГИС ЖКХ в действии

ГИС ЖКХ – это государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства с данными по управляющим компаниям и ТСЖ страны. Через данную систему граждане смогут направлять обращения в органы власти, УК и ТСО, а также оплачивать счета за ЖКХ, передавать показания счетчиков, инициировать собрания в электронной форме, контро­лировать работу сервисных компаний, получать информацию о доходах и расходах ТСЖ, пользоваться ­аналитикой.

Принятие Федерального закона «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства» № 209-ФЗ, вступившего в силу 22 июля 2014 года, – это серьезный шаг, направленный на повышение прозрачности всех платежей, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством. Суть действия этого закона двоякая. 

С одной стороны, все начисленные коммунальные платежи и их оплата должны отображаться в специализированной государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства – ГИС ЖКХ. С другой стороны, оплачиваться должны только эти начисления. Данное положение вступит в силу с 1 января 2017 года. 

Предполагается, что любой пользователь услуг ЖКХ может получить доступ к информации о начисленных ему коммунальных платежах, например, с помощью регистрации на портале госуслуг. Наряду с практическим удобством это позволяет исключить ситуации мошенничества, когда пользователь оплачивает бумажную квитанцию, которая выглядит как настоящая, но фактически платеж идет на счет мошенника. Также ГИС ЖКХ снимает проблему конфликта между двумя управляющими компаниями, когда и та, и другая выставляют счета на оплату коммунальных услуг и непонятно, какой из этих счетов необходимо оплачивать.

ГИС ЖКХ была введена Министерством связи и массовых коммуникаций РФ в промышленную эксплуатацию 1  июля 2016 года. С тех пор была завершена интеграция 1332 ИТ-систем с ГИС ЖКХ, интеграция еще 386 ИТ-систем проходит в данный момент. В ГИС ЖКХ размещена информация 387 кредитных организаций о более чем 161 млн фактов оплаты жилищно-коммунальных услуг. Также до конца 2016 года ожидается размещение информации о более чем 1 млн многоквартирных домов и более чем 6 млн жилых домов.  По этим объектам уже опубликовано свыше 489 тыс. договоров управления. Количество уникальных посещений единого портала ЖКХ составляет более 35 тыс. в сутки. На сегодняшний день в ГИС ЖКХ зарегистрировано 64 тыс. организаций сферы ЖКХ. Более 800 информационных систем, работающих в жилищно-коммунальной сфере, завершили интеграцию с ГИС ЖКХ, 329 из них – ИТ-системы банков.

Масштабная информатизация жилищно-коммунальной отрасли путем создания ГИС ЖКХ строится на открытом программном обеспечении. Система интегрирована с федеральными базами данных. При этом, как поясняют эксперты, полноценное наполнение системы информацией во многом зависит от организации работы в субъектах РФ.

«За полтора года внедрения системы больше двух третьих всех организаций ЖКХ наладили с ней взаимодействие и регулярно вносят информацию. Уже сегодня в ГИС ЖКХ зарегистрированы все управляющие организации России, органы жилищного надзора и регулирования тарифов, – отмечает заместитель главы Минкомсвязи Михаил ­Евраев. – Сейчас мы совместно с Минстроем готовим список регионов, в которых ГИС ЖКХ будет введена в первую очередь». По его словам, сейчас в системе зарегистрировано 70% ресурсоснабжающих организаций. Также интеграцию с ГИС ЖКХ завершили почти 60% товариществ собственников жилья и жилищно-строительных кооперативов.

 «Министерство связи России заинтересовано в предоставлении гражданам качественного сервиса, и мы будем делать для этого все необходимое», – подчеркивает Михаил Евраев.

ГИС ЖКХ и банки

О необходимости готовиться к запуску ГИС ЖКХ Минкомсвязь напомнила банкам еще в марте 2016 года. Координация взаимодействия Почты России, Минкомсвязи и банков была возложена на Национальный совет финансового рынка. За следующие три месяца банки должны были провести необходимые для подключения к ГИС ЖКХ мероприятия: разработку или закупку коннекторов и их внедрение, доработку АБС для введения дополнительных информационных полей. Данная ситуация благоприятствовала ИT-компаниям, которые спешно разрабатывали свои коннекторы для ГИС ЖКХ, впоследствии продавая их банкам.

В течение 2016 года в Минкомсвязь не раз поступали обращения от банков и банковских ассоциаций с просьбой дать конкретные разъяснения о взаимодействии ГИС ЖКХ с финансово-кредитными организациями. По данной проблематике проводились совещания и круглые столы. Например, в сентябре 2016 года Минкомсвязь совместно с Ассоциацией российских банков провела совещание по вопросу взаимодействия финансово-­кредитных организаций с государственной информационной системой жилищно-коммунального хозяйства, участники которого обсудили вопросы дальнейшей работы российских банков с ГИС ЖКХ и сложившуюся практику. По итогам мероприятия его участники договорились проработать ряд тем и разместить информацию в открытой части ГИС ЖКХ в разделе «Часто задаваемые вопросы».

Замглавы Минкомсвязи Михаил Евраев отметил высокое качество работы кредитных организаций по передаче в ГИС ЖКХ данных о фактах оплаты жилищно-коммунальных услуг. «На сегодняшний день уже 688 ИТ-систем интегрированы с ГИС ЖКХ, 313 из них – банковские. Они активно передают информацию в систему», – сообщил Михаил Евраев.

По словам Михаила Евраева, работа с банками в ГИС ЖКХ идет по двум направлениям. Первое – это размещение актуальной информации о фактах оплаты ЖКУ (данное размещение является обязанностью для кредитных организаций согласно законодательству). Второе направление – это организация предоставления данных о начислениях в автоматическом режиме.

На совещании управляющий директор блока технологий Сбербанка России Владислав Конторович отметил конструктивную работу создателей ГИС ЖКХ, которая позволила выстроить взаимодействие и обеспечить своевременную передачу данных. «Система внедряется быстро, но, несмотря на это, у нас не было особых проблем при интеграции и передаче данных», – заявил он.

В свою очередь, советник президента Ассоциации российских банков, член Общественно-консультативного совета по вопросам координации и взаимодействия Правительства Москвы с кредитными организациями Николай Редько подчеркнул необходимость изучения опыта городов-миллионников по работе с региональными системами ЖКХ. По его мнению, в ГИС ЖКХ можно внедрить лучшие региональные практики, которые сформировались в стране за последние несколько лет.

ГИС ЖКХ – лучший ИТ-проект 

Государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства стала лауреатом премии CNews AWARDS 2016 в номинации «Современная страна». Премией в данной номинации награждаются лучшие ИТ-проекты в госсекторе, направленные на повышение качества жизни граждан. Церемония награждения состоялась в рамках проведения CNews FORUM 2016.

Проект ГИС ЖКХ получил 52,23% голосов. В номинации «Современная страна» были также представлены национальная система платежных карт «Мир», которая получила 38,33%, Мосгорсуд – 9,44%. Выбор победителя происходил в ходе проведения форума путем прямого электронного голосования приглашенных гостей, среди которых были представители бизнеса, госструктур, ИТ-компаний, независимые эксперты и аналитики.

«Мы благодарим всех за высокую оценку проделанной нами работы. Это результат совместного труда большого количества специалистов Минкомсвязи и Минстроя России, Госдумы, оператора системы – Почты России и разработчиков системы, – резюмировал заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Михаил Евраев во время церемонии награждения. – Конечно, работа по внедрению ГИС ЖКХ не завершена, это только две трети пути, но мы точно движемся в правильном направлении и рассчитываем, что доведем эту работу до конца. Благодаря открытости информации качество жилищно-коммунальной сферы значительно изменится в лучшую сторону».   

Поделиться:
 

Возврат к списку