Вход Регистрация
 

Аналитика и комментарии

22 ноября 2016

рост вопреки кризису

страховой рынок демонстрирует рост уже несколько кварталов подряд, причем его темпы выше, чем у большинства сегментов финансового рынка

Ознакомиться с PDF версией рэнкинга

Каковы драйверы роста страхового рынка? Насколько он долгосрочен? Почему банкострахование росло даже при заморозке кредитования? Это вопросы, которые волнуют участников рынка и потребителей страховых услуг, и ответ на них частично могут дать рэнкинги, составленные NBJ и Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ).

По итогам II квартала 2016 года страховой рынок показал один из лучших результатов за несколько лет, который уступает по объему сборов только I кварталу 2016 года. По сравнению со II кварталом 2015 года прирост рынка в аналогичный период 2016 года составил 14%, или 35,7 млрд рублей. Ключевыми сегментами роста стали страхование жизни (+17,4 млрд рублей, или +58,1% ко II кварталу 2015 года) и ОСАГО (+6,9 млрд рублей, или +12% ко II кварталу 2015 года).

Крупнейшим сегментом рынка во II квартале 2016 года вследствие роста тарифов стало ОСАГО (доля составила 22,1%, во II квартале 2015 года – 22,7%). На втором месте по сборам находится страхование жизни (доля – 16,4%, во II квартале 2015 года – 11,9%). В целом доля сборов по моторным видам страхования (ОСАГО и каско) на рынке снизилась с 41,4% до 37,1%. 

Увеличение сборов по страхованию жизни было обеспечено за счет роста спроса на некредитные долгосрочные продукты. Кроме того, на 1,7 процентных пункта по сравнению с I кварталом 2016 года увеличилась доля кредитного страхования жизни. Однако основным драйвером роста стало, как и в прошлом году, инвестиционное страхование (ИСЖ). Возможно, позитивную роль здесь сыграло также внедрение налоговых стимулирующих мер для клиентов по долгосрочным программам, которые были введены с января 2015 года. Также наблюдается переток средств с банковских депозитов в накопительное страхование жизни (особенно это касается клиентов, сумма на счетах которых превышает лимит ССВ).

Активная работа банков по продаже этих продуктов обеспечит в 2016 году сегменту страхования жизни первое место по динамике; в перспективе нескольких лет, скорее всего, сегмент страхования жизни может стать также крупнейшим по доле рынка (пока что он уступает ОСАГО, но уже обогнал автокаско). Однако это зависит от динамики двух параметров: объемов розничного кредитования, в том числе ипотеки и потребкредитования (все же некредитное банкострахование пока что стагнирует, и это тоже важный фактор для всего рынка), и благосостояния населения. Страхование жизни всегда сильно коррелирует с ростом располагаемого дохода и уровнем среднего дохода. 

Все остальные сегменты страхового рынка, кроме страхования жизни и ОСАГО, показывают гораздо более слабую динамику, а ряд из них продолжает падать. В частности, падение наблюдается в ранее самом крупном секторе рынка – страховании автокаско. Во II квартале 2016 года спад составил 8,3%, или -3,9 млрд рублей, и был обусловлен как продолжающимся падением продаж автомобилей, снижением спроса со стороны автовладельцев в связи с существенным повышением тарифов, так и распространением страхования с франшизой. Данный вывод подтверждается динамикой договоров по автокаско: количество заключенных во II квартале 2016 года договоров снизилось лишь на 3,1% по сравнению с показателем, зафиксированным по итогам аналогичного периода 2015 года. То есть договоры с франшизой (и с меньшим тарифом) стали, по всей видимости, занимать большую долю на рынке.

Наиболее сильное падение показало страхование опасных производственных объектов (-1 млрд рублей, или -55%, ко II кварталу 2016 года). Данный сегмент страхования так и не стал одним из драйверов роста в сегменте корпоративного страхования, не оправдав тем самым надежд страховщиков.

Совокупная прибыль страхового рынка в 1 полугодии 2016 года составила 71,8 млрд рублей. Годовой рост составил 11,5 млрд рублей и был обеспечен сокращением убыточности рынка и растущими инвестиционными доходами страховщиков. 

Капитал страховых организаций растет быстрее, чем страховые резервы: суммарный капитал страхового рынка за год увеличился на 6,6% и составил 439,6 млрд рублей, в то время как суммарные страховые резервы увеличились на 5,5% и составили 1067,7 млрд рублей. 

Суммарный объем активов страхового рынка составил 1736 млрд рублей во II квартале 2016 года, что на 3,4% больше, чем годом ранее. Рост активов был обеспечен за счет увеличения собственных средств страховщиков: их долговая нагрузка стабильна в 2016 году после значительного сокращения в конце 2015 года. Во II квартале она составила 5,1%, что на 3,5% меньше, чем годом ранее. 
Рост размера активов страховых компаний был обеспечен ростом банковских вкладов (+95,1 млрд рублей, или +4 процентных пункта в структуре) и облигаций (+83,49 млрд рублей, или +4 процентных пункта в структуре). Отметим, что существенно улучшились качество и структура активов, в том числе благодаря позиции Банка России. Доля ликвидных инструментов высокого качества выросла, доля неликвидных активов сокращается уже много лет подряд. Конечно, негативное влияние оказывает общая макроэкономическая ситуация (давление на маржу страховщиков, отзывы лицензий у ряда банков, с которыми страховой сектор активно работал, что привело к прямым потерям), но прогресс все равно заметен.

За последние годы выросла доля прямых продаж (без посредников) страховых организаций, а среди посреднических и партнерских продаж – доля банкострахования. Кроме того, за последний год произошло заметное удешевление услуг посредников, что  связано с активным сокращением страховщиками своих расходов, в первую очередь за счет урезания комиссий (в 2015 году комиссионное вознаграждение составило в среднем 19,6%, что на 3,3 процентного пункта ниже, чем в 2014 году). Но, несмотря на активное обсуждение онлайн-продаж и целого комплекса преимуществ развития этого канала дистрибуции, доля премий, получаемых через интернет, остается незначительной (0,4 процентного пункта).

Ключевым каналом продаж по-­прежнему являются агенты – на их долю приходится около 40% сборов, а следующим по размеру каналом является банкострахование (почти 32%), доля которого значительно выросла за прошедший период. Также заметен прирост доли нестраховых посредников (турагентства, медицинские организации, объекты почтовой связи). За прошедший период данный канал прирос на 0,6 процентного пункта и составил 1,1% собираемых премий. Снижается объем продаж страховых продуктов через автосалоны.

Банкострахование по итогам года может почти догнать агентский канал – по всей видимости, его доля может достичь рекордных 35%, но дальнейшие его перспективы зависят не столько от активности банков в продажах, сколько от роста доходов населения. 

Убыточность по немоторным видам страхования стабильно остается на низком уровне. При этом в течение 2012–2016 годов на страховом рынке наблюдается рост убыточности по моторному страхованию. Для рынка ОСАГО решение регулятора о повышении тарифов позволило на некоторое время сгладить эту проблему. Однако по результатам II квартала 2016 года эффект повышения тарифов можно считать отыгранным, поскольку без учета сезонного спада начался новый виток роста убыточности, что усугубляется давлением судебных выплат и деятельностью автоюристов. 
Запуск продаж е-ОСАГО и нормальное функционирование этого рынка полностью зависят от решения проблемы убыточности – если будет эффективной борьба с мошенничеством и криминальными автоюристами, то рынок будет сбалансированным.

Основными драйверами рынка корпоративного страхования в 1-м полугодии 2016 года были страхование имущества (+10%, или 7,7 млрд рублей по сравнению с 1-м полугодием 2015 года), страхование гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору (+150,7%, или 4,6 млрд рублей) и страхование финансовых рисков (+45,3%, или 2,9 млрд рублей). 

Рост рынка имущественного страхования обеспечил равномерное увеличение сборов крупных страховых компаний в сегменте страхования прочего имущества юрлиц (на 13,1% к 1-му полугодию 2015 года). В то же время увеличение страхования ответственности произошло благодаря резкому росту сборов нескольких компаний (СК «Респект» – в 5,5 раз, до 2,5 млрд рублей, «Региональная страховая компания» – с 0 до 2 млрд рублей, «ОВС застройщиков» – в 3 раза, до 1,2 млрд рублей и др.). При этом прирост сегмента страхования финансовых рисков обеспечила компания «ВТБ Страхование», которая увеличила свои сборы по сравнению с 1-м полугодием 2015 года в 3 раза (с 1,3 млрд рублей до 4 млрд рублей).

Однако в относительном выражении доля корпоративного сектора российского страхового рынка падает: в 1-м полугодии 2016 года она была равна 37,4%, тогда как в 1-м полугодии 2015 года – 39,25%. Причиной тому стало снижение доли добровольного медицинского страхования (ДМС) на 1,42 процентного пункта.

Несмотря на это, ДМС остается крупнейшим сегментом корпоративного рынка (доля – 41,4%, или 91,2 млрд рублей). Второй по величине сегмент корпоративного рынка – страхование имущества юрлиц – увеличился по сравнению с 1-м полугодием 2015 года на 0,54 процентного пункта (до 38,3%, или 84,3 млрд рублей). Добровольное страхование гражданской ответственности занимает третье место среди сегментов корпоративного страхования по объему сборов – 11,6%, или 25,6 млрд рублей. Доля страхования финансовых рисков в структуре корпоративного рынка выросла в 1-м полугодии 2016 года по сравнению с 1-м полугодием 2015 года на 1,06 процентного пункта – до 4,17% (9,2 млрд рублей). Рынок добровольного медицинского страхования в корпоративном сегменте находится в стадии стагнации. Сборы по данному виду стабильны и практически не меняются. 

 

Ознакомиться с PDF версией рэнкинга

Всего проголосовало: 0

0.0

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи

Мы в сетевых сообществах: 

Голосование

Как вы считаете, новый механизм оздоровления банков, предложенный ЦБ РФ

Загрузка результатов голосования. Пожалуйста подождите...
Все голосования

Календарь мероприятий

Июль, 2017
««
«
Сегодня
»
»»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31
Ближайшие мероприятия

Видео

Летний Интеллектуальный кубок "Самый интеллектуальный банк" и "Самая интеллектуальная компания в финансовой сфере"

Ведущий - магистр игры «Что? Где? Когда?», шестикратный обладатель «Хрустальной совы», обладатель «Бриллиантовой совы» Александр Друзь.

Яндекс.Метрика