Аналитика и комментарии

22 ноября 2016

медицинское страхование как драйвер роста для ВТБ Страхование

Компания ВТБ Страхование по итогам первого полугодия 2016 года заняла 1 место в рэнкинге страховых компаний по сборам в сегменте страхования от несчастных случаев и болезней. О том, что позволило компании продемонстрировать подоб­­ные результаты, и о перспективах сегмента добровольного страхования здоровья рассказал в интервью NBJ первый заместитель генерального директора по развитию и продажам, член правления ВТБ Страхование Олег МЕРКУЛОВ. 

NBJ: Олег Юльевич, какие основные тенденции вы бы выделили на рынке страховых услуг в уходящем году?

О. МЕРКУЛОВ: Первое, что я хотел бы отметить, – это сложная ситуация в сегменте автострахования. Мы видим, что компании, которые были сконцентрированы на продажах полисов каско и ОСАГО, несут сейчас существенные убытки. Другой тренд – и это подтверждается статистикой – увеличился спрос на страхование имущества физических лиц, их жизни и здоровья. Страхование от несчастных случаев и болезней вообще в последние год-полтора стало одним из самых популярных видов страховых продуктов. 

NBJ: Этому наверняка должно быть объяснение. Люди стали внимательнее относиться к своему здоровью или же они стали финансово более грамотными?

О. МЕРКУЛОВ: В данном случае позитивную роль сыграли оба этих фактора, и могу добавить третий – сектор так называемого медицинского страхования находится у нас в начале своего развития. Ни для кого из участников рынка и экспертов не является секретом, что многие российские компании отказываются страховать здоровье своих сотрудников, хотя это в первую очередь было бы выгодно самим ­компаниям. 

NBJ: Каким образом? Это же, если говорить цинично, просто лишняя трата денег со стороны работодателя, да еще в условиях кризиса.

О. МЕРКУЛОВ: Представьте себе ситуацию: я как работодатель вызываю вас и говорю, что с учетом хорошей работы повышаю вам зарплату на 1000 рублей в месяц. Будете ли вы счастливы и довольны? Нет, куда более вероятно, что вы сочтете мое решение неприкрытой издевкой над вами. А теперь смотрите: плюс тысяча к зарплате – это 12 тыс. рублей в год плюс расходы на уплату ЕСН, то есть уже где-то 16–17 тыс. рублей. На эту сумму можно создать вполне приличную страховую программу для сотрудника, в которую можно включить услугу страхования от критических заболеваний. Это очень актуальный продукт. Хорошо известно, что когда человек серьезно заболевает, ему становится не до работы, у него меняются жизненные приоритеты, и, если он является заемщиком банка, это очень часто оборачивается неплатежами по кредитам. 

NBJ: Есть ли какая-либо статистика, свидетельствующая о том, насколько часто такое бывает?

О. МЕРКУЛОВ: Да. Например, в сегменте ипотечного кредитования в 70% случаев неплатежи возникают либо в результате заболевания заемщика, либо в результате заболевания кого-либо из членов его семьи. Наличие полиса медицинского страхования если не устраняет этот риск полностью, то серьезно его минимизирует, поскольку застрахованное лицо получает средства для оплаты услуг врачей, покупки лекарств и т.д.

NBJ: Почему же финансово-кредитным организациям выгодно распространение этой страховой услуги? Наличие такой страховки позволяет им предотвратить рост доли проблемных кредитов в ­портфелях?

О. МЕРКУЛОВ: Это далеко не единственный плюс, на который банки могут рассчитывать. Не стоит забывать о комиссионных доходах от продажи страховых продуктов. А возможность их получения более чем актуальна для финансово-кредитных организаций, поскольку классические виды банкинга сейчас не являются высокомаржинальными. Судите сами, только через банк ВТБ 24, который, как и наша компания, входит в Группу ВТБ, во II квартале 2016 года было реализовано полисов медицинского страхования на 1,26 млрд рублей. А по итогам года, по нашим прогнозам, эта цифра превысит 5 млрд рублей. При этом очевидно, что этот сегмент будет расти и дальше, поскольку и физические лица, и работодатели все больше внимания уделяют таким аспектам, как здоровье и жизнь. 

Стоит отметить еще один момент: для банков продажа наших полисов – это в том числе возможность увеличить объемы реализации других продуктов, как банковских, так и сопутствующих. Что мешает сотрудникам банков и некредитных организаций предлагать людям, приходящим к ним либо за покупкой полисов, либо за их продлением, другие услуги? Тут проблема только в том, чтобы научить сотрудников фронт-офисов быть продавцами, уметь пробуждать интерес клиентов к продуктам и правильно мотивировать посетителей своих подразделений. 

NBJ: Вы сказали, что большой потенциал медицинского страхования осознают все компании, работающие на рынке страховых услуг. В чем в таком случае заключаются главные конкурентные преимущества ВТБ Страхование в данном сегменте?

О. МЕРКУЛОВ: В первую очередь в том, что у нас очень хорошие «коробочные» страховые продукты, продуманные и четко структурированные. Плюс к тому мы обладаем развитой партнерской сетью, которая включает в себя как банки, так и некредитные организации, обслуживающие массового клиента. Скажу честно: те банки, которые стали нашими партнерами, пришлось довольно долго уговаривать, поскольку они не сразу осознали те выгоды, о которых я говорил выше. И есть еще один момент: в рамках медицинского страхования мы работаем с подрядчиками, которые очень глубоко погружены в этот рынок. Так, например, ВТБ Страхование в рамках полиса «Детский доктор» предоставляет консультации врачей НИИ неотложной детской хирургии и травматологии Леонида Рошаля. Это стало возможным благодаря нашему партнерству с сервисом «Педиатр 24/7». В рамках страхования на случай онкологических заболеваний мы сотрудничаем с главным онкологом России, академиком РАН Михаилом Давыдовым, который является всемирно признанным авторитетом в лечении подобных заболеваний. 

NBJ: Что это дает держателям полисов страхования?

О. МЕРКУЛОВ: Очень часто в случаях реализации данного страхового риска перед людьми встает не столько вопрос, где взять денег на лечение, – хотя эта тема тоже, безусловно, является актуальной. Здесь выручит страховая выплата. Но еще чаще они спешно и не всегда эффективно решают вопрос, куда пойти лечиться. Мы же фактически берем держателей наших страховых полисов за руку и ведем их в лучшие медицинские центры, к специалистам такого уровня, которых по объективным причинам не встретишь ни в районных поликлиниках, ни даже в центрах федерального масштаба.

NBJ: В завершение нашей беседы расскажите, пожалуйста, о планах компании ВТБ Страхование на 2017 год. Очевидно, что медицинское страхование продолжит расти. Но, возможно, планируется дальнейшее расширение продуктового ряда компании в этом сегменте?

О. МЕРКУЛОВ: Да, конечно. И вы правы в том, что медицинское страхование будет набирать популярность, причем как среди конечных потребителей этой услуги, так и среди агентов, которые смогут за счет реализации подобных продуктов увеличивать свои комиссионные доходы. Если же говорить о расширении нашей продуктовой линейки, то мы планируем развивать такое направление, как страхование въездного медицинского туризма. Мало кому известно, что российская медицина пользуется очень хорошей репутацией за рубежом, и с каждым годом растет число граждан других стран, которые приезжают лечиться в Россию. 

NBJ: Очевидно, что это достаточно сложный продукт. 

О. МЕРКУЛОВ: Безусловно. Для его развития и реализации необходима поддержка, в том числе по линии Министерства здравоохранения, Министерства иностранных дел. Но в принципе мировой рынок медицинского туризма исчисляется 0,5 триллиона долларов в год. Если российская медицина и смежные с ней секторы получат хотя бы маленький кусочек этого рынка, это будет для них огромным подспорьем – не говоря уже о том, что это позволит нам успешно решать важнейшие социальные проблемы.   

беседовала Анастасия Скогорева
Поделиться:
 

Возврат к списку