Аналитика и комментарии

21 сентября 2016

«Разбивка» по вкладам

Заместитель генерального директора Агентства по страхованию вкладов Андрей Мельников уверен, что пойти на дробление вкладов могут те клиенты, которые знают о наличии у банка проблем

NBJ № 8(31), 2006 
«Дробление вне закона», стр. 80–81

 

По прошествии полутора лет после создания системы страхования вкладов и после наступления нескольких страховых случаев эксперты АСВ пришли к выводу: клиенты стремятся держать на счетах суммы, не превышающие 100 тыс. рублей. Желание более чем естественное: 100 тыс. рублей покрывались государственной страховкой. Нет ничего удивительного в том, что клиент хочет получить в случае банкротства банка все свои сбережения. А вот в действиях тех, кто дробит вклады перед самым отзывом у банка лицензии, есть если не криминал, то элемент предосудительности. 
С использованием схемы дробления АСВ столкнулось при банкротстве банка «Гранит». В 2004 году у данной финансово-кредитной организации была отозвана лицензия. Когда АСВ в качестве конкурсного управляющего стало изучать состояние дел, выяснилось, что некоторые вклады были раздроблены буквально за несколько дней до принятия ЦБ решения по делу Гранита. АСВ отказалось включать таких вкладчиков в число кредиторов первой очереди, настаивая на фиктивном характере их счетов, – впоследствии Агентству не раз приходилось действовать по той же модели и при банкротстве других банков. 
Все бы ничего, если бы уличенные в дроблении вкладов клиенты смиренно принимали решение Агентства и уходили, обуреваемые чувством раскаяния. Но если события и развиваются по такому сценарию, то крайне редко – гораздо чаще «дробильщики» подают на Агентство в суд, обвиняя конкурсного управляющего в попытках лишить их законной компенсации по вкладам. Выиграть подобный процесс для них, правда, очень тяжело: по статистике АСВ, оно побеждает в 96% подобных случаев. В немалой степени потому, что суды не принимают в качестве объяснений следующие заявления: «Я почувствовал, что у моего банка скоро отзовут лицензию, и вот…».
В АСВ на протяжении всех этих лет уверены: вклады дробят только клиенты, имеющие доступ к информации о наличии у банка проблем, несовместимых с жизнью. А подсказать им, когда следует начинать процесс дробления, могут только высокопоставленные сотрудники банка, стоящего на грани отзыва лицензии. Так что имеет место банальный сговор, выгодный и клиентам, и банкирам: первые могут потом претендовать на стопроцентное возмещение своих средств, вторые – на получение от клиентов комиссионных за проявленную лояльность (поскольку речь априори идет о клиентах категории VIP, то размер комиссионных может быть внушительным). 
Понадобились долгие годы с тех пор, как вскрылись первые прецеденты дробления, чтобы наконец появился законопроект Министерства финансов РФ, лишающий «дробильщиков» вкладов права на получение компенсаций. Понадобилось и появление двух «чемпионов-дробильщиков»: Традо-Банка и банка «Славянский» (оба актива предположительно принадлежали скандально известному бизнесмену Матвею Урину). В этих двух банках было обнаружено свыше 1,5 тыс. подобных операций на общую сумму около 765 млн рублей. Впрочем, подстрекательством к дроблению и дроблением вкладов явно грешили не только Традо-Банк и банк «Славянский», но и финансово-кредитные организации, которые обанкротились намного позже вышеперечисленных. 
Насколько актуальной является проблема дробления вкладов к настоящему моменту? Складывается впечатление, что она, во всяком случае, уже не стоит так остро, как это было несколько лет тому назад. Во-первых, Агентство по страхованию вкладов накопило уже достаточный опыт по вскрытию подобных операций и оспариванию их в судебных инстанциях. Во-вторых, хорошо известно, что если какие-то схемы перестают срабатывать, то мошенники начинают придумывать и внедрять новые.   

Поделиться:
 

Возврат к списку