Аналитика и комментарии

21 сентября 2016

Процессинг – важный элемент ИТ-инфраструктуры

Успех розничного бизнеса банка во многом зависит от процессингового решения. Следует проанализировать различные подходы к проектированию процессинговых систем, чтобы понять, какая архитектура решения для работы с пластиковыми картами способна обеспечить наиболее эффективное развитие бизнеса банка

NBJ № 12(35), 2006 
«Классика, проверенная опытом», стр. 86–89

 

В 2005–2006 годах в условиях активного развития рынка банковского ретейла все большее внимание уделялось созданию ИТ-инфраструктуры, ориентированной на розничное обслуживание клиентов. Одним из ключевых элементов этой инфраструктуры стала система процессинга пластиковых карт, что неудивительно, учитывая динамичные темпы роста российского карточного бизнеса. 
Российский рынок банковских карт является одним из самых быстрорастущих как по количественным, так и по качественным характеристикам. На протяжении последних лет обороты и количество транзакций по картам стабильно росли, банки выпускали новые карточные продукты и внедряли удобные сервисы для своих клиентов. Так, по данным Центрального банка, в России к концу 2011 года было выпущено более 160 млн банковских пластиковых карт. Это означает, что на каждого жителя России приходится больше одной карты, а более 50% всех банковских пластиковых карт являются активными (карты, по которым за отчетный период была проведена хотя бы одна операция).
Вместе с тем актуальным трендом стало стремление участников рынка оптимизировать и усовершенствовать организацию розничного бизнеса, модернизировать бэк-офисную систему, расширить продуктовую и сервисную линейки и получить новые возможности для работы с розничными клиентами.
Работа с пластиковыми картами предполагает поддержку двух основных функциональных направлений. С одной стороны, это выпуск и управление картами, с другой – взаимодействие с платежными системами и каналами доступа к карточным счетам.
Как правило, процесс обслуживания пластиковых карт включает несколько типов операций. Во-первых, непосредственно процессинговые операции. Во-вторых, бэк-офисные. В-третьих, операции по бухгалтерскому сопровождению и по обслуживанию взаиморасчетов между участниками платежной системы. 
Среди экспертов нет единства по вопросу о том, каким образом должны сочетаться различные операции в рамках программных продуктов. Например, есть точка зрения, что наиболее универсальной является трехуровневая схема с выделенным бэк-офисом. По этой схеме все фронт-офисные функции по процессингу и эквайрингу выполняются в процессинговом центре. Функции бэк-офиса пластиковых карточек и операции по бухгалтерскому сопровождению проводятся в рамках выделенного бэк-офиса пластиковых карточек, а обслуживание взаиморасчетов происходит в рамках стандартных возможностей операционного дня банка. 
Стандартный подход к построению бэк-офисной программы обычно ограничивается совсем небольшим набором функций для бухгалтерского сопровождения карточных операций. По мнению ряда экспертов, бэк-офис должен быть полностью интегрирован в систему обслуживания розничных операций банка (ретейл-систему) и составлять с ней единое целое. Это позволяет использовать для обработки картсчетов все те технологии, которые существуют в ретейл-системе.
В настоящее время процессинговая система перестала быть лишь вспомогательным инструментом и превратилась в важный компонент интегрированной ИT-инфраструктуры банка. Пластиковая карта, в свою очередь, стала универсальным платежным инструментом, являющимся ключом доступа к банковским счетам, продуктам, услугам. В последнее время, правда, появилось экспертное мнение, что в уже недалеком будущем карты отомрут, поскольку современный уровень развития высоких технологий таков, что им будет предложена более эргономичная, удобная и безопасная замена. Однако это мнение пока не стало мейнстримом – не в последнюю очередь потому, что население привыкло пользоваться банковскими картами. Соответственно, и услуги процессинга в дальнейшем будут востребованными. 

Поделиться:
 

Возврат к списку