Аналитика и комментарии

21 сентября 2016

От «пожарного ВТБ» в руководство «РосКапа»

Михаил Кузовлев назначен на должность председателя правления ГУТА-БАНКа. Кузовлев работал во Внешнеэкономическом центре «Пробизнес», занимал должности первого заместителя директора, вице-президента. С 1997 года по 2002 год работал в КБ «Пробизнесбанк», в 2002 году перешел во Внешторгбанк на пост вице-президента 

NBJ № 8(10), 2004 
«Кадровые перестановки», стр. 15

 

За коротким сообщением о назначении Михаила Кузовлева на должность главы ГУТА-БАНКа, опубликованным в августовском номере NBJ за 2004 год, скрывалась история, в свое время потрясшая российский банковский рынок. Один из самых успешных игроков рынка, обладавший огромной по тогдашним меркам розничной сетью, был в июле 2004 года приобретен группой ВТБ за символическую цену – 1 млн рублей. На базе «ГУТЫ» впоследствии возник хорошо известный ВТБ24, который сразу же стал одним из крупнейших игроков на рынке банковской розницы.
Эксперты сделали тогда однозначный вывод: продажа «ГУТЫ» всего за миллион рублей может объясняться только одним – наличием в балансе банка огромной «дыры». По так и не подтвержденным официально оценкам, масштабы этой «дыры» исчислялись сотнями миллионов долларов. Института санации банков в России тогда еще не было, поэтому пошатнувшиеся финансово-кредитные организации отдавали на попечение игрокам с государственным участием. Конечно, при условии, что проблемный банк признавался системно значимым.
ГУТА-БАНК как раз относился к таким организациям. Новость о том, что 6 июля 2004 года банк прекратил проведение выплат и выдачу вкладов, всколыхнула весь рынок. Вкладчики начали осаждать другие финансово-кредитные организации, требуя возврата своих средств. Мини-кризис ликвидности на банковском рынке, начавшийся месяцем ранее, угрожал перерасти в полномасштабный кризис, сопровождающийся хорошо известными явлениями: «бегством» вкладов, «заморозкой» рынка межбанковского кредитования, коллапсом ряда банков по принципу домино.
Судя по тому, как развивались события в июле 2004 года, группа ВТБ не горела желанием приобретать «ГУТУ». Легко понять, почему: только в июне клиенты «ГУТЫ» вывели со счетов в банке 10 млрд рублей, или около трети пассивов. Стремясь подтолкнуть ВТБ в нужном направлении, Центральный банк обещал предоставить группе кредит на оздоровление ГУТА-БАНКа на сумму 100 млн долларов. ВТБ приобрела актив, стоявший на пороге банкротства, назначила своего вице-президента Михаила Кузовлева главой «ГУТЫ» и начала процесс оздоровления. 
В середине 2004 года вряд ли кто-либо думал, что через шесть с половиной лет история повторится, только в гораздо более крупных размерах. В конце 2010 года группа ВТБ снова была вынуждена выступить в роли санатора: на этот раз ей на оздоровление был отправлен Банк Москвы, входивший в ТОП-5 крупнейших российских банков. В качестве «врача» снова был призван Михаил Кузовлев: в конце января 2011 года совет директоров Банка Москвы утвердил его кандидатом на должность президента банка и порекомендовал собранию акционеров одобрить назначение нового главы. Сопротивление экс-руководителей Банка Москвы было бурным, но недолгим: 21 апреля 2011 года акционеры банка согласились с предложением поменять топ-менеджера и одобрили кандидатуру Кузовлева на должность президента. 
Банк Москвы достался Кузовлеву под управление не в лучшем состоянии: в балансе зияла «дыра», о масштабах которой можно было судить хотя бы по тому, что спасение Банка Москвы стоило государству 400 млрд рублей.
В июле 2015 года Михаил Кузовлев покинул Банк Москвы, однако этот уход не знаменовал собой завершение его профессиональной деятельности. Практически сразу же после этого он был утвержден в должности председателя правления банка «Российский Капитал». Судьбу «РосКапа», как называют этот банк на рынке, трудно назвать однозначной и простой, как и судьбу Банка Москвы, – так что и здесь человек, которого называли «пожарным ВТБ», оказался как нельзя более кстати.    

Поделиться:
 

Возврат к списку