Аналитика и комментарии

21 сентября 2016

Ипотека по-американски

Эндрю Дж. ЛУБЕРТ, вице-президент Washington Mutual Bank: «В 2003 году мы эмитировали ипотечных облигаций по всему штату Аризона примерно на 15 млн долларов, 
а совокупный объем всех видов ипотечных кредитов, выданных в Аризоне, составил примерно 3 млрд долларов»

NBJ № 2(4), 2004 
«Ипотека по-американски», стр. 46

 

В 2004 году, когда в NBJ было опубликовано интервью одного из руководителей Washington Mutual Bank, российское ипотечное кредитование только начинало развиваться, и американский опыт в этом вопросе казался более чем востребованным. Особенно опыт крупнейшего американского коммерческого банка, обладателя самой большой в США базы ипотечных заемщиков – Washington Mutual Bank, или WaMu, как его обычно называли на бирже и в деловых новостях.
WaMu считался наглядным воплощением американской мечты: из небольшой кредитно-инвестиционной компании, основанной в Сиэтле в 1889 году, он к осени 2008 года превратился в гиганта, обладавшего активами на сумму приблизительно 307 млрд долларов и депозитами на 188 млрд долларов. Естественно, с такими показателями банк казался непоколебимым, и почти 120-летняя история его существования подкрепляла уверенность в этом и руководителей WaMu, и регуляторов рынка.
Уверенность и первых, и вторых начала колебаться после того, как летом 2007 года в США начался кризис ипотеки subprime. К 2007 году банки не на шутку увлеклись кредитованием заемщиков «no income, job, no assets» – «ни дохода, ни работы, ни сбережений». Washington Mutual Bank оказался среди кредитных организаций, у которых доля таких заемщиков зашкаливала. Только в период с 2004 по 2006 год банк выдал высокорискованных кредитов на сумму 48 млрд долларов. К июлю 2007 года по трети из этих кредитов либо задерживались платежи, либо был объявлен дефолт. 
Однако, несмотря на растущие тревожные сигналы со стороны WaMu, до осени 2007 года регуляторы мало внимания обращали на ситуацию в банке. В 2007 году им пришлось «в пожарном порядке» спасать банк Bear Stearns, потом забирать под госконтроль ипотечные корпорации Fannie Mae и Freddie Mac, потом напряженно размышлять, как отвести от края бездны четвертый по величине инвестиционный банк в США Lehman Brothers. Пока Федеральная резервная система США, Комиссия по ценным бумагам и Министерство финансов РФ занимались всеми этими проблемами, им было банально не до WaMu. 
Зато очень даже до банка было его вкладчикам: за десять сентябрьских дней они вывели со счетов в WaMu в общей сложности 16,7 млрд долларов. К бегству их подтолкнул тот факт, что акции банка всего за год, с сентября 2007 по сентябрь 2008 года, обесценились более чем в 15 раз (с 30 с лишним долларов за акцию до 2 долларов за акцию при том, что в сентябре 2006 года WaMu торговался на биржах по цене 45 долларов за акцию). В результате паники вкладчиков банк остался без пассивов, без «короткой» ликвидности (рынок межбанковского кредитования к середине сентября 2008 года уже «заморозился»), зато с настоящей горой «токсичных» активов – ипотечных кредитов, шансы на погашение которых стремились к нулю.
Американским регуляторам не оставалось ничего другого, как вмешаться в ситуацию. Допустить банкротство WaMu они не могли: страховые выплаты, которые должна была бы осуществить Федеральная корпорация по страхованию депозитов, обнулили бы фонд страхования, и на новые жертвы кризиса у FDIC не осталось бы денег на счетах. Корпорация забрала WaMu под управление, 25 сентября втайне провела аукцион среди потенциальных покупателей (по иронии судьбы дата проведения аукциона совпала с 119-м днем рождения умирающего банка) и выбрала в качестве санатора банк J.P. Morgan. 
До своего 120-летия WaMu не дожил всего один год. К настоящему моменту о нем, во всяком случае в России, большинство экспертов наверняка уже забыли. Но проблема в том, что кризис, подкосивший  один из старейших американских банков, похоже, до сих пор так и не завершился. Поэтому весьма возможно, что призрак Washington Mutual Bank призовет к себе следующие жертвы.   

Поделиться:
 

Возврат к списку