Аналитика и комментарии

21 сентября 2016

Гута Банк: сделка ценой в миллион рублей

В. СМИРНОВ, аналитик ИФК «Алемар»: «Гута Банк вряд ли можно считать жертвой исключительно неблагоприятного стечения обстоятельств. Главная причина потери им платежеспособности во время кризиса состоит в том, что он был для акционеров не самостоятельным бизнесом, а источником денег для своих проектов в других отраслях. С учетом этого действия ЦБ во время кризиса лета 2004 года в целом и по отношению к Гута Банку в частности представляются адекватными»

NBJ № 4(16), 2005
«Хроника управляемого падения», стр. 60-64

 

До июля 2004 года никто и не думал, что в историю Гута Банк войдет вместе с Содбизнесбанком. Два эти актива воспринимались, что называется, порознь, никаких слухов или предположений о существовании между ними какой-либо связи не было. Тем не менее судьба распорядилась так, что Гута Банк – по крайней мере внешне – пал жертвой банкротства Содбизнесбанка. 
Неблагоприятные события для организации, начавшей работу в далеком 1990 году, начались в середине мая 2004 года. Тогда Банк России отозвал лицензию у Содбизнесбанка со следующей формулировкой – «в связи с неисполнением банком федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, нормативных актов Банка России, неоднократным нарушением в течение одного года Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Лицензии тогда отзывались намного реже, чем сейчас, но тем не менее это трудно было счесть выходящим из ряда вон событием. К тому же Содбизнесбанк никогда ни по одному параметру не считался лидером банковского рынка, поэтому большинство экспертов не прогнозировало каких-либо трагических последствий после отзыва у него лицензии.
Однако действительность оказалась несколько иной. На фоне удаления «с поля» Содбизнесбанка на рынке межбанковского кредитования возник кризис доверия, и вот как раз его последствия не замедлили сказаться. Сначала появилась информация о том, что акционеры банка «Кредиттраст» приняли решение о добровольной ликвидации своего актива. Затем в воронку кризиса неплатежей оказались втянутыми два банка среднего размера: «Диалог-Оптим» и «Павелецкий». И, наконец, 6 июля с раннего утра оказались закрытыми офисы достаточно заметного на рынке (в первую очередь благодаря тому, что он активно развивал розничное кредитование) Гута Банка. Его клиенты обнаружили на дверях объявление о том, что банк не работает «по техническим причинам», что, конечно же, стало для них шоком. Дело в том, что кризис ликвидности 2004 года  произошел в период, когда, казалось бы, ничто не предвещало бед: экономика страны стабильно показывала рост, все ключевые ее показатели находились в «зеленой зоне», и штурмы банковских офисов разъяренными вкладчиками уже казались далекой историей. 
Проблему Гута Банка не стали решать тем же способом, каким за несколько месяцев до этого решили проблему Содбизнесбанка. Центральный банк пришел к выводу, что в данном случае можно обойтись без отзыва лицензии и что оптимальным вариантом и для терпящей бедствие финансово-кредитной организации, и для ее вкладчиков является привлечение крупного инвестора. Такой инвестор нашелся достаточно быстро: им стала группа ВТБ, которая была заинтересована в развитии розничного банковского бизнеса. Гута Банк, обладающий достаточно большой филиальной сетью, с этой точки зрения казался если не идеальным, то весьма привлекательным объектом для поглощения, а цена сделки, озвученная в июле 2004 года, шокировала рынок. Банк с капиталом свыше 150 млн долларов ВТБ приобрел за 1 млн рублей, или, как тогда говорили наблюдатели, по цене битой посуды. 
Впрочем, довольно скоро выяснилось, что низкой была только цена сделки, а вот инвестиции ВТБ  в приведение вновь приобретенного актива в чувство оказались куда более масштабными. «За 1 млн рублей мы купили банк с определенной проблемой», – говорил тогда председатель правления Внешторгбанка Андрей Костин. Эту проблему ВТБ оценил примерно в 100 млн долларов, а Центробанк для ее решения летом 2004 года разместил на депозит в ВТБ 700 млн долларов. Через какое-то время приобретенный актив получил новое имя – «Внешторгбанк – Розничные услуги», который впоследствии перерос в ныне всем хорошо известный бренд ВТБ 24.    

Поделиться:
 

Возврат к списку