Аналитика и комментарии

21 сентября 2016

(Без)ответная любовь к рознице

За последние два-три года зарубежные финансовые организации кардинально изменили свое отношение к России и сегодня готовы вкладывать деньги в развитие розницы. «Мы верим в эту страну и в этот рынок», – заявил руководитель отдела розничных услуг Banque Societe Generale Vostok Винсент Оливье 

NBJ № 7(9), 2004 
«Банки пошли в народ», стр. 16

 

За прошедший период – по историческим меркам весьма небольшой – поведение и высказывания иностранных представителей об отечественном банковском рынке менялись кардинально. Наполеоновские заявления и приобретения «на всю широту кошелька» сменились продажей, сворачиванием, а то и полной ликвидацией российского бизнеса. 
Главная причина, по которой иностранцы стремились «завоевать» кредитный рынок России до кризиса, – ожидание его быстрого роста. И, нужно сказать, надежды были оправданными. По данным агентства «Эксперт РА», с 2004 года по 2008 год темпы прироста розничного кредитования ежегодно превышали 75%. А согласно анализу Frank Research Group с 2004 года по третий квартал 2008 года суммарный объем портфеля кредитов физическим лицам увеличился с 0,6 до 4,1 трлн рублей.
Справедливости ради стоит сказать, что бывали и исключения из правил, когда взгляд иностранной финансово-кредитной группы падал на банк-монолайнер, делавший упор на развитие одного направления бизнеса. Классический пример – приобретение Morgan Stanley сравнительно небольшого Городского ипотечного банка, специализировавшегося на ипотечном кредитовании. Или покупка группой Barclays Экспобанка, занимавшегося в основном развитием карточного бизнеса. В обоих случаях коэффициенты по сделкам впечатляли: премия при покупке Городского ипотечного банка составила пять раз к капиталу, премия при покупке Экспобанка – четыре раза к капиталу. Конечно, все бы затмила сделка по приобретению группой BNP Paribas тогдашнего лидера экспресс-кредитования – Банка Русский Стандарт. По неподтвержденной, но активно появлявшейся в СМИ информации, французский инвестор предлагал владельцу Русского Стандарта Рустаму Тарико премию на уровне семь раз к капиталу. Однако сделка не состоялась – как утверждали наблюдатели, потому, что господин Тарико не захотел отдавать «курицу, несущую золотые яйца» даже за баснословные деньги.
Но прецеденты, когда иностранные группы приобретали банки-монолайнеры, все же были немногочисленными. Как уже отмечалось, куда больше нерезидентов привлекали «универсалы». Примеров тому можно привести много. Райффайзенбанк в начале 2006 года приобрел Импэксбанк с коэффициентом 2,9 за 550 млн долларов. OTP Bank пришел в Россию летом того же года, приобретя за 477,5 млн долларов 96,4% акций Инвестсбербанка с коэффициентом 3,7. Финансовая группа Nordea приобрела 87,5% акций Оргрэсбанка (с коэффициентом 3,3). Показательным также является приобретение бельгийской группой KBC в 2007 году Абсолют Банка с коэффициентом 3,8 раза к капиталу. Росбанк был куплен французской группой Societe Generale в том же году c коэффициентом 3,3 к капиталу, Юниаструм Банк (осенью 2008 года) – с мультипликатором 3,1 раза к капиталу. 
Иностранные «поклонники» российской банковской розницы при составлении своих наполеоновских планов не учли три момента. Первый из них – способность российских конкурентов быстро перенимать best practices: ставка на то, что «дочки» будут конкурентоспособнее за счет наличия у «матерей» большего опыта работы на банковских рынках, не оправдалась. Второй – кризис 2008 года. Далеко не все «дочки», приобретенные незадолго до его наступления, успели развернуться в полную силу. И третий – то, что на волне кризиса активизируются госбанки, в том числе и на поле банковской розницы. Поэтому не все «дочки» оказались одинаково хороши в глазах материнских групп. Даже имели место прецеденты, когда эти самые группы сбывали с рук российские банки в буквальном смысле слова за полцены – особенно если учесть, с какими коэффициентами они приобретали эти активы всего несколько лет назад.   

Поделиться:
 

Возврат к списку