Аналитика и комментарии

21 сентября 2016

Базель как паровоз

А. СИМАНОВСКИЙ, директор департамента банковского регулирования и надзора Банка России: «Намерения амбициозные, хотя мы и не бежим впереди паровоза, а, напротив, планируем отставать от наиболее развитых стран примерно на год, а по каким-то позициям и на два года. Первый компонент соглашения планируется к внедрению в 2008 году, второй и третий – в 2009 году»

NBJ № 8(20), 2005 
«Базель II – проект во многом пионерский, новаторский», стр. 20–24

 

Мировое финансовое сообщество огласило в 2005 году основные требования Базеля II. Некоторые страны сразу после подписания соглашения приступили к их реализации. Россия в числе этих пионеров не была. Так как новый стандарт не был обязательным к исполнению для всех членов Базельского комитета, было решено «не бежать впереди паровоза». Будучи на тот момент директором департамента банковского регулирования и надзора Банка России, Алексей Симановский являлся членом контактной группы Базельского комитета по банковскому надзору, а также рабочей подгруппы указанной группы по вопросам капитала. Он принимал участие в обсуждении основных принципов базельских соглашений и, что самое важное, в обсуждении масштабов внедрения нового стандарта в России. 
Банк России решил не только отодвинуть сроки, но и применить к российским банкам щадящий режим. Так, Алексей Симановский пояснял, что условия функционирования российского банковского сектора не позволяли использовать «продвинутые» подходы к оценке рисков. «Мы считаем, что это дело даже не завтрашнего, а, может быть, послезавтрашнего дня. Для этого у кредитных организаций должны быть и база данных, и возможности по ее обработке, и многолетний положительный опыт использования этих подходов. То есть модели следует апробировать в течение нескольких лет, чтобы мы убедились, что они действительно дают надежные результаты, хорошо прогнозируют развитие событий. В общем, эта тема, я думаю, подоспеет только после 2010 года», – говорил Алексей Симановский в интервью NBJ, опубликованном в августе 2005 года.
Однако даже к 2010 году систему оценки рисков в российском банковском секторе не удалось довести до европейских стандартов. ЦБ опросил крупнейшие российские банки, насколько их управление кредитными рисками соответствует Базелю II. Полученные результаты оказались неутешительными: регулятор пришел к выводу, что уровень внутреннего контроля в банках далек от соответствия минимальным требованиям Базеля. Финансово-кредитные организации не просчитывали, насколько их капитал сможет покрыть кредитные риски, и даже не оценивали, какую часть кредитного портфеля они могут потерять в случае наступления кризиса. Кроме того, внутренняя документация банков показалась ЦБ слишком абстрактной. Регулятор отметил, что в некоторых случаях было непонятно, по какому принципу банки группируют заемщиков, активы на балансах не всегда соотносились с обязательствами за балансами – гарантиями или кредитными линиями. 
Пока регулятор и банки все же пытались подогнать Базель II под российские реалии, на свет появился Базель III, целью которого было повысить финансовую устойчивость кредитных организаций за счет увеличения свободного капитала на покрытие возможных финансовых потерь. Началом перехода на него, как поясняет заместитель директора департамента банковского регулирования Банка России Алексей Лобанов, следует считать декабрь 2012 года, когда вышли документы, определившие новый порядок расчета капитала и нормативов его достаточности согласно Базелю III. В 2015 году была проделана большая работа по подготовке к вступлению в силу целого ряда компонентов этого соглашения – речь идет о нормативах краткосрочной ликвидности для системно значимых банков и буферов капитала для всех кредитных организаций. По сути, на сегодняшний день, как поясняет Алексей Лобанов, реализованы практически три четверти всего стандарта Базель III. 
Быстро ли Россия продвигается вперед в этом вопросе, отстает ли от «базельского паровоза» или, напротив, обогнала его? Есть эксперты, которые придерживаются второго мнения. Тех, кто считает, что Россия слишком медленно продвигается по пути перехода банков на базельские стандарты, на рынке практически нет.    

Поделиться:
 

Возврат к списку