Аналитика и комментарии

20 сентября 2016

Закольцованное IPO

Аналитики признали публичное размещение акций ВТБ образцовым. В ходе IPO банк привлек $8,2 млрд. Оно стало крупнейшим в истории российской банковской системы и самым массовым среди всех публичных размещений отечественных компаний. $1,6 млрд принесли банку 131 тыс. частных инвесторов 

NBJ № 6(40), 2007 
«Акция удалась», стр. 68

 

Впервые о планах публичного размещения акций ВТБ оповестил общественность весной 2005 года, но реальные очертания грядущее IPO начало приобретать только в начале 2007 года. В январе президент Владимир Путин «благословил» ВТБ на размещение акций. Банк получил право провести допэмиссию при сохранении за правительством контрольного пакета. В марте 2007 года внеочередное собрание акционеров ВТБ приняло решение об увеличении уставного капитала банка путем допвыпуска 1 734 333 866 664 шт. обыкновенных акций номиналом 0,01 руб. каждая. Планировалось до 50% допэмиссии акций разместить в России, а оставшуюся часть – на международном финансовом рынке. Кроме того, банк собирался продать часть акций населению через собственную филиальную сеть.
Граждане, массированно оповещенные СМИ и подбадриваемые чиновниками, выстроились в очередь и подали в банк 131 тыс. заявок на 1,6 млрд долларов (в то время как первоначально банк рассчитывал привлечь от населения лишь 700 млн долларов). Колоссальным спросом акции ВТБ пользовались не только внутри страны, но и за рубежом. 
В ночь на 10 мая 2007 года была закрыта книга заявок. Наблюдательный совет ВТБ назначил цену размещения акций банка: она составила 13,6 коп. за акцию и 10,56 доллара за одну глобальную депозитарную расписку. 65% акций было продано в виде депозитарных расписок на Лондонской фондовой бирже, остальные 35% допэмиссии купили российские инвесторы. Некоторые придирчивые аналитики говорили, что реальная цена акций банка в тот момент была равна 9 коп. Однако большинство наблюдателей ожидали роста стоимости акций от 30% до 60% в течение года по сравнению с исходной ценой размещения. Действительность оказалась куда печальнее: цена акций не только не выросла, но и начала падать. 
Министр финансов Алексей Кудрин в 2007 году говорил: «Правительство как главный акционер обеспечит качество управления банком, чтобы котировки не упали». В конце 2007 года глава ВТБ Андрей Костин заявил, что сделает «все возможное, чтобы акции банка росли, невзирая на мировую конъюнктуру». Акции «послушались» и подросли с 10–11 коп. в ноябре 2007 года до 12–13 коп. к концу декабря 2007 года, однако уже в марте 2008 года подешевели до 8 коп. Дальше – хуже. На «дне» рынка акции стоили 1,9 коп. и к тому же не приносили дивидендов. 
Инвесторы понимали, что вложенные в ВТБ средства можно было бы использовать куда эффективнее. Миноритарии стали досаждать руководству банка неудобными вопросами, к середине 2009 года накал страстей вокруг «народного IPO» был таким, что топ-менеджерам ВТБ открыто предлагалось «гореть в аду» за обман миноритариев. Чтобы сбить волну гнева, руководство ВТБ выступило в том же 2009 году с идеей buy-back – обратного выкупа акций, размещенных в рамках «народного IPO». Однако наблюдательный совет банка это предложение не поддержал. 
Повезло «народным» акционерам ВТБ только через два с половиной года после описанных событий: в ходе предвыборной президентской кампании-2012 о них вспомнил Владимир Путин. Будущий президент страны поручил главе ВТБ Андрею Костину рассмотреть вопрос об обратном выкупе акций банка. Несмотря на более слабую по сравнению с IPO рекламу, этот выкуп действительно состоялся весной 2012 года. Впоследствии SPO ВТБ не проводилось, хотя разговоры о том, что было бы целесообразно снизить долю государства в банке за счет привлечения «массового инвестора», периодически возникали. Но, во-первых, мешает тень не слишком успешного (для покупателей) «народного IPO», а во-вторых, после 2012 года не было достойного «окна возможностей» для организации процесса повторного публичного размещения акций банка.   

Поделиться:
 

Возврат к списку