Аналитика и комментарии

20 сентября 2016

Вход только для «дочек»

В пояснительной записке к документу отмечается, что режим функционирования филиалов отличается от режима работы дочерних предприятий иностранных банков, поскольку филиал иностранного банка не подпадает под юрисдикцию РФ. Такие филиалы не обязаны отчислять средства в фонды обязательного резервирования, а также ежемесячно представлять в Банк России отчетность 

NBJ № 4(107), 2013
«В. Путин подписал закон, запрещающий открывать филиалы иностранных банков в России», стр. 28–29

 

Казалось бы, ничего принципиально не изменилось со вступлением в силу Федерального закона от 14 марта 2013 года № 29-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный законодательный акт лишь закрепил существовавшее статус-кво: иностранные финансово-кредитные группы могли работать на территории нашей страны исключительно посредством открытия здесь своих дочерних организаций – российских юридических лиц, которые полностью подчинялись в своей деятельности национальному законодательству. Для «дочек» не было установлено ни особого регулирования со стороны Банка России, ни особого формата банковского надзора – они были не «первыми среди равных», а такими же, как все. 
Однако появление соответствующего закона и подписание его президентом РФ Владимиром Путиным не прошло незамеченным для рынка. Дело в том, что в результате этого само понятие «филиал иностранного банка» было окончательно исключено из банковского законодательства. До этого запрет на открытие филиалов иностранных банков существовал на уровне ведомственного постановления Банка России, а с момента подписания президентом ФЗ-29 он стал окончательным и бесповоротным.
Эксперты отмечали важность этого шага и с учетом того, что закон был подписан после вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). В соответствии с достигнутыми договоренностями Россия должна была урегулировать вопросы правового обеспечения присутствия иностранного капитала в России. До последнего момента по рынку бродили слухи о том, что ради присоединения к престижной международной организации власти России могут пойти на уступки в вопросе работы филиалов иностранных банков на территории нашей страны. Эти опасения подогревались новостями, просачивающимися с переговоров: время от времени появлялась информация о том, что сами консультации о вступлении нашей страны в ВТО оказались такими затяжными из-за неуступчивости российской стороны в вопросе о правилах работы иностранных финансово-кредитных групп в России. Федеральный закон № 29 поставил точку в этой дискуссии. 
Эксперты потом не раз отмечали, насколько продуманным, взвешенным и оправданным было это решение. Филиалы были бы неподконтрольны нашим властям: они бы работали по тем же нормативам, что и их «материнские организации» в других странах. Им не надо было бы выполнять нормативы по отчислению средств в фонды обязательного резервирования, в результате чего они получали бы объективные конкурентные преимущества. Им не надо было бы сдавать ежемесячные отчеты ЦБ и отчитываться перед Банком России по МСФО и РСБУ. 
Следует сказать и о том, что правильность этого решения подтвердилась во время кризиса 2014–2015 годов. Филиалы, как показывает опыт, более «легки на подъем», чем дочерние юридические лица, которые, даже в случае если они решают свернуть свою деятельность, должны соблюсти все необходимые юридические формальности. Поэтому, как говорят эксперты, на сегодняшний день можно констатировать, что, несмотря на всю остроту проблем и на радикальное ухудшение отношений между Россией и Западом, ни один из крупных иностранных банков из России не ушел. Не произошло и заметного сокращения количества представителей зарубежных финансовых организаций на территории нашей страны, хотя, конечно же, в силу объективных причин иностранные инвесторы, в свое время привлеченные на российский рынок высокой маржинальностью банковского бизнеса, уже не могут рассчитывать на получение здесь прежних сверхдоходов.   

Поделиться:
 

Возврат к списку