Аналитика и комментарии

20 сентября 2016

Страховка для ответственных топов

В череде шагов, предпринимаемых для превращения в современный рыночный банк, Сбербанк РФ решил застраховать ответственность своих руководителей. Речь идет о распространении страховки на руководителя банка – президента, председателя правления Германа Грефа – и членов правления «Сбера». Сумма озвучивается весьма скромная, учитывая масштаб лидера российского банковского рынка, – 3 млрд рублей. Объявление о тендере вызвало ажиотаж исключительно среди страховщиков, которые готовы побороться за крупного клиента 
 
NBJ № 1–2(69), 2010 
«Перестраховка – норма жизни», стр. 68–70

 

В апреле 2010 года появилась информация о том, что Сбербанк все-таки застраховал ответственность Германа Грефа и правления банка на 3 млрд рублей. В результате проведенного тендера банк выбрал страховщика, которым стала компания «Ингосстрах». Результаты конкурса утвердило правление Сбербанка. На заключение договора D&O (directors and officers liability insurance, страхование ответственности директоров и руководителей) с крупнейшим банком России претендовали также Росгосстрах, РОСНО, Согаз, Военно-страховая компания и АльфаСтрахование, уточнялось в сообщении госбанка. То есть практически все ведущие игроки рынка.
Эксперты страховой отрасли тогда говорили, что, поскольку основные преимущества по такому полису обеспечиваются перестраховочной защитой, организаторам тендера пришлось серьезно изучать, каким образом организована перестраховочная защита каждым из кандидатов. Ингосстрах включил в пакет предложений по конкурсу аналитику, в том числе обзор международной практики в области выплат по D&O, где были приведены определенные обоснования необходимых параметров этого страхования. При условии, что ценовые условия прямых страховщиков были примерно одинаковыми, возможно, данное обстоятельство, а также ряд сервисных преимуществ и обусловили победу Ингосстраха в конкурсе.
Следует отметить, что D&O – один из самых специфических видов страхового покрытия в России, который совсем недавно пришел на отечественный рынок и пока не получил здесь должного распространения. Если в США и Европе полис D&O уже давно стал неотъемлемой частью деятельности крупного бизнеса и его приобретают почти 90% руководителей крупных корпораций, то в нашей стране ситуация иная. Одной из главных особенностей полиса D&O в России являются более низкие страховые суммы, чем на Западе. В России страховые суммы начинаются от 10–15 млн долларов, на Западе они могут составлять 200–300 млн долларов.
И все же российский рынок страхования ответственности топ-менеджеров формируется под влиянием практики зарубежных стран. Почти все условия, которые сейчас присутствуют на российском рынке страхования D&O, базируются на западных страховых программах. И связано это с тем, что подавляющая часть риска перестраховывается на Западе.
Существуют определенные факторы, которые мешают более активному развитию и продвижению D&O на российском рынке. Во-первых, это судебная практика, только начавшая формироваться, и отсутствие доступной информации о специфике данного вида страхования. Во-вторых, сложность в определении ущерба, который причинен неверными действиями директоров (до сих пор нет четких методик подсчета такого ущерба). И это несмотря на то, что инструменты взыскания убытков с директоров уже существуют – они прописаны в российском законодательстве.
Эксперты обозначают еще одну общую проблему страхования D&O. В настоящее время достаточно отлажен механизм привлечения руководства банка к ответственности в случае доведения банка до банкротства. Однако основания для ответственности руководителей в других случаях, которые устанавливаются законодательством об акционерных обществах, гораздо менее определенны. Но в то же время законотворческий процесс не стоит на месте, а ужесточение регуляторных и надзорных требований ЦБ, уверены эксперты, будет способствовать развитию страхования D&O в нашей стране.   

Поделиться:
 

Возврат к списку