Аналитика и комментарии

20 сентября 2016

Сколько стоит кредит?

Банк Русский Стандарт был первой кредитной организацией, досрочно выполнившей требование Центробанка о раскрытии эффективной процентной ставки. 4 апреля банк опубликовал отчет о работе за 2006 год в соответствии с МСФО. По данным этого отчета, эффективная ставка по кредитным картам для физических лиц составила 79,2%, по потребительским кредитам – 44,3%

NBJ № 8(42), 2007
«Нестандартная ситуация», стр. 29

 

Регулятор банковской системы в лице Банка России потребовал от банков раскрытия эффективной процентной ставки в 2007 году. С 1 июля указанного года в кредитных договорах должна была прописываться реальная стоимость заемных средств, включающая в себя все комиссии, устанавливаемые банком при выдаче кредита: за разовое открытие счета, за его ведение (данная комиссия взималась ежемесячно), за досрочное погашение кредита, за проведение платежа по кредиту и т.д. 
До того как регулятор выдвинул это новое – причем обязательное для всех участников рынка – требование, традиционный расклад был таким: в кредитных договорах обычно указывалась годовая процентная ставка по кредиту, например в размере 25%, а остальные комиссии прописывались в договоре отдельно. Клиенты банков, подписывавшие договоры, обычно не обращали на комиссии внимания, поскольку их размеры выглядели смехотворно: скажем, ежемесячная комиссия за обслуживание ссудного счета могла составлять всего 0,2%. Но в годовом отношении она равнялась уже 2,4%. Точно так же увеличивались в годовом исчислении и другие комиссии. В результате клиенты банков на стадии обслуживания долга начинали понимать, что реальная ставка кредитования для них составляла в среднем 60–70%, а в некоторых особо «выдающихся» случаях достигала 90–100% годовых.
Естественно, это обстоятельство провоцировало многочисленные скандалы, эпицентрами которых в середине 2000-х годов становились банки, активно продвигавшие кредитование в торговых точках – POS-кредитование. Люди, привлекавшие POS-кредиты, не отличались высокой финансовой грамотностью, к тому же зачастую их ослепляло желание приобрести понравившуюся вещь максимально быстро и, на первый взгляд, с минимальными затратами. Поэтому под огнем критики и претензий оказались в 2006–2007 годах банки – лидеры потребительского кредитования, в числе которых, конечно, был и Русский Стандарт. 
Реакция банковского сообщества на требование регулятора была неоднозначной. Критически настроенные эксперты считали, что раскрытие ЭПЦ может повлечь за собой снижение розничного кредитования. Оптимисты, напротив, настаивали на том, что устранение эксцессов – стопроцентных ставок по POS-кредитам – повысит доверие людей к банкам, улучшит репутацию и отдельных игроков, и рынка в целом. 
Как показали дальнейшие события, правы были оптимисты. POS-кредитование не утратило своего обаяния в глазах банкиров: никто из активно действовавших на тот момент игроков из него не ушел. И не только потому, что этот вид бизнеса все равно остался высокодоходным, а еще и потому, что банки не спешили выполнять требования регулятора. Так, результаты проверки, проведенной Генпрокуратурой совместно с Роспотребнадзором в начале 2008 года, свидетельствовали о том, что некоторые банки продолжали кредитовать под 100%, 150% и даже 1000%! Естественно, в их договорах с клиентами в качестве эффективной процентной ставки указывались совсем иные цифры, и в каждом из раскрытых случаев речь шла о предоставлении заемщикам небольших сумм. 
К настоящему моменту сокрытие комиссий уже не является ни правилом, ни исключением из него: после вступления в силу Федерального закона «О потребительском кредите» оно стало физически невозможным, поскольку теперь банки обязаны раскрывать полную стоимость кредита, прописывая ее достаточно крупными буквами и цифрами в тексте кредитных договоров. Формула, по которой рассчитывается эта полная стоимость, как говорят эксперты, является достаточно сложной, и вряд ли большинство заемщиков проявляют интерес к ее деталям. По крайней мере, после вступления закона в силу «комиссионные злоупотребления» действительно перестали быть темой номер один, когда речь идет о кредитовании физических лиц.  

Поделиться:
 

Возврат к списку