Аналитика и комментарии

20 сентября 2016

Регулируемый бонус и «черный список»

А. СИМАНОВСКИЙ, первый заместитель председателя Банка России, глава комитета банковского надзора: «Если владельцы бизнеса и его топ-менеджеры не испытывают чувства ответственности, более того, если их цель – разорить банк, то, к сожалению, помешать им методами надзора и регулирования просто невозможно. Тем не менее есть надежда, что злоупотреблений станет меньше с учетом новых обстоятельств: внедрения Базеля 2, Базеля 3 и новых подходов к оценке рисков»

NBJ № 5(108), 2013
«Надзор улавливает проблемы, когда они уже возникли», стр. 10–13

 

Переход российских банков на стандарты Базеля 2 и Базеля 3 действительно рассматривался в том числе как способ сделать поведение собственников и топ-менеджеров кредитных организаций более ответственным. В частности, внедряя новые правила игры, Центробанк ужесточил требования к банкам в рамках системы оплаты труда их сотрудников (Указание № 3603-У от 19 марта 2015 года). В соответствии с данным документом были введены более строгие критерии для того, чтобы управление банком признавалось регулятором «удовлетворительным». Одним из критериев определения качественного управления при этом становился размер бонусов, которые получают топ-менеджеры банковской организации.
Цель регулятора была очевидной: объем вознаграждения банкиров должен определяться с учетом количественных и качественных показателей, позволяющих принимать во внимание все допускаемые организацией риски. Иными словами, топ-менеджер должен четко осознавать, что между его доходами и последствиями, которые могут наступить в результате его действий, существует прямая зависимость. Естественно, что был учтен печальный опыт 2008–2009 годов, когда несколько крупных финансово-кредитных организаций оказались не просто проблемными, а нежизнеспособными – и во многом потому, что их собственники и руководители, увлеченные возможностью получить краткосрочные выгоды, не принимали в расчет долгосрочных последствий и рисков. 
«Мы доработали показатели оценки экономического положения банка в части риска материальной мотивации. Отдельные количественные параметры – это структура постоянной и переменной частей заработной платы. У тех, кто принимает решения, связанные с риском, фиксированная часть не может превышать половину их дохода. Наоборот, у тех, кто контролирует эти риски, она должна превышать половину их дохода. При этом выплата бонусов, связанных с принятием рисков, должна быть отсрочена на три года с возможностью существенной, не менее 40%, корректировки в случае, если банк понес убытки», – пояснял тогда заместитель председателя Банка России Михаил Сухов. 
Конечно же, дело не только в размерах бонусов. Мировой опыт, нашедший свое отражение в том числе и в базельских стандартах, свидетельствует о том, что деятельность руководителей и собственников банков должна контролироваться со стороны надзорных органов, поскольку во всем мире банки относятся к числу социально значимых институтов. Собственно говоря, это наглядно продемонстрировал кризис-2008, когда, казалось бы, сугубо финансовые проблемы повлекли за собой существенное падение уровня жизни населения во многих странах. 
Поэтому, как говорят эксперты, необходим не только контроль регулятора за системой мотивации и награждения в финансово-кредитных организациях, но и принятие мер, которые будут способствовать отсеиванию непрофессиональных или недобросовестных кандидатов на должности руководителей банков. В России достаточно давно существует так называемый черный список Центробанка, в который автоматически попадают топ-менеджеры банков-банкротов и санируемых организаций. Как говорится, ничего личного, просто бизнес – причем такой, который нельзя доверить тем, кто до этого уже довел банк либо до отзыва лицензии, либо  до того, что его пришлось отдать в руки санатора, предварительно обнулив капитал до одного рубля.   

Поделиться:
 

Возврат к списку