Аналитика и комментарии

20 сентября 2016

Один? Один. Совсем один!

Лидеры европейских стран пришли к соглашению о создании единого для еврозоны органа по надзору в банковском секторе. На саммите руководителей стран ЕС в Брюсселе было принято решение при помощи нового контрольного механизма производить прямую рекапитализацию проблемных банков за счет средств фондов финансовой помощи

NBJ № 7(98), 2012 
«За банковским сектором ЕС будет следить единый орган», стр. 11

 

Председатель Европейского совета Херман Ван Ромпей презентовал идею о создании единого банковского «надзирателя» как нечто принципиально новое, своего рода ноу-хау Евросоюза. Он говорил, что главная цель, которую ставят перед собой авторы и разработчики идеи, – создать к концу 2012 года надзорный механизм, включающий европейский Центробанк, и разорвать «порочный круг» между банками и суверенным долгом. 
«Теперь банки при определенных обстоятельствах могут быть рекапитализированы напрямую, при этом главное условие заключается в том, что должен быть создан единый надзорный механизм. И второе – мы открываем возможности для стран, которые «хорошо себя ведут», чтобы они могли пользоваться инструментами стабилизации экономики: Европейским фондом финансовой стабильности (EFSF) и Европейским стабилизационным механизмом (ESM) – и вернуть доверие рынков».
Под «хорошим поведением» подразумевалось, что страны должны соответствовать бюджетным нормам ЕС. Только в этом случае они смогли бы получать финансовую помощь, чтобы снизить процентную ставку по своим государственным облигациям на финансовых рынках.
Как любая новая идея, планы создания панъевропейского банковского регулятора вызвали много вопросов. Один из них – следовало ли рассматривать это предложение как вотум недоверия, вынесенный национальным банковским регуляторам? Нет, давало понять руководство Еврокомиссии. Да, отвечали независимые эксперты. Слишком велик риск, что национальные центральные банки будут необъективны в оценке существующих проблем, что они будут запрашивать слишком много помощи по принципу «на всякий случай» или, напротив, слишком мало по принципу «у нас и так все обстоит неплохо». Единый надзорный орган смог бы избежать этих перекосов при принятии решений. 
Второй неизбежно возникавший вопрос – не слишком ли жесткие сроки озвучили авторы идеи создания единого «евронадзирателя»? До конца года оставалось совсем немного времени, и это обстоятельство явно смущало ключевых игроков Евросоюза. Так, министр финансов Германии Вольфганг Шойбле счел, что планам глав ЕС о создании единого органа надзора в банковском секторе еврозоны не суждено сбыться в 2012 году. «До того как начнет функционировать механизм прямой помощи банковскому сектору, должен заработать новый надзорный орган. В свою очередь, его работа не будет запущена в этом году. Это не очень реалистично», – объяснил министр финансов Германии.
До конца неясным оставался и ответ на третий вопрос: следует ли создавать новый институт «с нуля» или наделить дополнительными полномочиями существующую организацию, например Европейский центральный банк (ЕЦБ)? Сторонники передачи функций банковского регулятора ЕЦБ указывали, что такой вариант позволил бы избежать изменения фундаментальных договоров о Евросоюзе. Оппоненты высказывали опасения, что дополнительная нагрузка в виде надзора над банками может сделать ЕЦБ менее подвижным в решении проблем, связанных с проведением кредитно-денежной политики. Еще одним важным вопросом являлось то, надзор за какими банками осуществлял бы новый орган – за всеми подряд или исключительно за too big to fail? 
В 2013 году эта тема получила новое продолжение, или, точнее сказать, процесс формирования единого «надзирателя» за европейскими банками сдвинулся с мертвой точки. Во всяком случае,  судя по сообщениям европейских СМИ, Европарламент и Еврокомиссия озаботились подбором кандидата на должность руководителя этой структуры. Но через какое-то время  разговоры и о едином органе, и о кандидате пошли на убыль: в ЕС начали нарастать центробежные процессы, которые остро проявились уже в 2015 году и достигли своего апогея в конце июля 2016 года, когда стало известно о выходе Британии из состава ЕС. В таких условиях по понятным причинам всем стало не до единого банковского регулятора.   

Поделиться:
 

Возврат к списку