Аналитика и комментарии

20 сентября 2016

Малый – не значит плохой

Тезис о том, будто малое предпринимательство способно развиваться само и ему просто не нужно мешать, не совсем верен. Для его динамичного развития нужна взвешенная и продуманная государственная политика поддержки. Но многие вопросы развития этого важного сегмента российской экономики могла бы взять на себя банковская система

NBJ № 3(37), 2007
«Малому бизнесу – большие кредиты», стр. 82–83

 

Отношение к обслуживанию малого и среднего бизнеса у российских банков за последние 10 лет менялось несколько раз. В начале 2000-х годов этому направлению бизнеса не уделялось большого внимания – в первую очередь потому, что кризис 1998 года сильно «выкосил» компании МСБ. Оставшиеся предприятия данного сегмента не могли похвастаться ни стабильными финансовыми показателями, ни прозрачной отчетностью. Поэтому ставки кредитования малых и средних предприятий были очень высокими: в 2002–2003 годах они колебались в диапазоне от 25% до 30% годовых. При этом решения по кредитованию таких компаний принимались неспешно – от 10 до 30 дней, а иногда этот срок доходил даже до 50–60 дней.  
Ситуация начала улучшаться в 2005–2006 годах. Ставки кредитования поползли вниз, сроки рассмотрения заявок на предоставление кредита стали сокращаться, теперь они составляли в среднем неделю, а некоторые банки укладывались с принятием решения даже быстрее – в 3-5 дней. Правда, многих участников рынка смущали такие вещи, как неясность предметов залога, отсутствие поручительств со стороны собственников бизнеса. Но страхи, как это обычно бывает в предкризисные времена, меркли перед стремлением банков улучшить свои показатели доходности. 
Казалось бы, на фоне печальных событий 2008–2009 годов у банков должен был обостриться «кризис доверия» по отношению к компаниям МСБ. Но этого не произошло по двум причинам. Во-первых, потому что вмешалось государство, оказав поддержку малому и среднему бизнесу через институты развития (РосБР, сейчас МСП Банк), гарантийные фонды, федеральные и муниципальные фонды по поддержке предпринимательства и т.д. Вторая причина, заставившая банки пересмотреть свое отношение к кредитованию малых и средних предприятий, – результаты «работы над ошибками», проведенной по итогам кризиса. Банки пересмотрели свою политику риск-менеджмента, а заодно проанализировали кредитные портфели с целью выявить группы риска среди заемщиков. К удивлению экспертов, компании МСБ ни в одной из этих групп не оказались: просрочка в сегменте МСБ была в кризис ниже, чем в сегменте крупного «корпората». И это несмотря на то, что малым и средним предприятиям были присущи все перечисленные выше недостатки: непрозрачность отчетности, сомнительность залогов, невозможность прогнозирования финансовых потоков и др. 
Собственно говоря, примерно те же выводы банки сделали и после кризиса-2014.  Многие участники рынка сейчас делают акцент на развитии продуктовой линейки как раз для малых и средних компаний; при этом особое внимание уделяется таким продуктам, как расчетно-кассовое обслуживание, предоставление гарантий для участия компаний в тендерах по распределению госзаказов и, конечно же, классические кредиты. Наблюдатели признают, что работать с МСБ стало в определенном смысле легче, поскольку банки накопили достаточную экспертизу в этом вопросе.  
Немаловажную роль играет и то, что государство, как это часто бывает после острых периодов кризиса, уделяет большое внимание развитию МСБ. На него делается ставка как на один из локомотивов, который призван вытянуть экономику на траекторию устойчивого роста. Воплотятся ли эти надежды в жизнь, пока трудно сказать – как и оценить «до рубля» эффективность различных программ поддержки. Тем не менее банковские организации заинтересованы в развитии такого направления, как обслуживание МСБ, – это становится очевидно при взгляде на состояние конкуренции в этом сегменте. Вопреки пессимистичным прогнозам, она не только не идет на спад, но даже обостряется.   

Поделиться:
 

Возврат к списку