Аналитика и комментарии

20 сентября 2016

Ликвидность для избранных

Весной 2008 года начались аукционы Минфина по размещению свободных средств федерального бюджета на банковских депозитах. К участию в них допускались банки с капиталом не менее 5 млрд рублей и рейтингами на уровне не ниже BB по методике Standart & Poor’s и не ниже Ba2 по методике Moody’s. Предполагалось, что банк сможет получить от 10% до 40% собственного капитала  
 
NBJ № 4(49), 2008
«Депозиты через аукционы», стр. 34

 

В 2008 году стало ясно, что внешние рынки для российских банков закрылись. Государство не стало бросать отечественный банковский сектор на произвол судьбы, однако и открывать «закрома Родины», фактически беря на себя предпринимательские риски банков, не торопилось. Поэтому Министерство финансов РФ решило поддержать ликвидность в отечественной банковской системе, выделив средства самым крупным игрокам рынка.
Критерии допуска банков к депозитам Минфина стали предметом бурной дискуссии. Участники рынка не могли придраться к прозрачности условий: они были четко и публично прописаны, здесь к правительству не могло быть претензий. Однако планка требований была, по мнению многих экспертов, слишком завышена. Критично настроенные наблюдатели говорили, что создание подобного механизма распределения госсредств стало ответом на вопрос, как российские власти видят национальную банковскую систему. Для властей это своего рода «клуб ТОП-30», в который входят прежде всего банки с государственным участием, «дочки» иностранных банков и крупные частные организации. По состоянию на сентябрь 2008 года лишь 28 банков могли принимать участие в аукционах по размещению бюджетных средств на депозитах.
Малые и средние кредитные организации по определению оставались за бортом, а ведь, как показало дальнейшее развитие событий, именно им больше всех требовалась помощь в виде ликвидности. Они ее не получили не только потому, что не прошли отбор, но и потому, что крупные банки направили государственные средства прямиком на валютный рынок, чтобы заработать на девальвации рубля.
В октябре 2008 года Министерство финансов РФ смягчило требования к банкам, претендовавшим на участие в аукционах, но все же подавляющее большинство участников рынка оставалось за бортом. В декабре 2008 года на эту ситуацию обратила внимание Федеральная антимонопольная служба России (ФАС). Она предложила Минфину отбирать банки для участия в аукционах по размещению временно свободных бюджетных средств, используя классификацию ЦБ РФ вместо рейтингов и требований к капиталу. Замглавы ведомства Андрей Кашеваров напомнил, что у Банка России есть инструкция, в которой кредитные организации распределены на пять групп. К первой и второй группам принадлежат 50% банков страны, и эта оценка является более объективной, чем рейтинговые «замеры», говорил  Кашеваров.
После завершения острой фазы кризиса средства Минфина перестали пользоваться у банков повышенным спросом. Вернулись старые и более интересные для банков источники пополнения ликвидности, например депозиты частных клиентов и остатки на счетах юридических лиц. Но период затишья, как вскоре выяснилось, оказался недолгим: во время кризиса-2014 проблема ликвидности на банковском рынке также решалась в том числе с помощью распределения средств Минфина среди финансово-кредитных организаций. По данным международного рейтингового агентства Fitch, в условиях закрытия внешних рынков для российских инвесторов Минфин и ЦБ значительно увеличили доступ банков к госресурсам. Объем размещаемых в банках госсредств за период с начала 2014 года по сентябрь того же года увеличился почти на 40%, до 6,7 трлн руб. Однако дьявол, как уже стало привычным, скрывался в деталях: из этих средств, по оценкам Fitch Ratings, примерно три четверти аккумулировали госбанки.
Дискуссия о том, что необходимо «выравнять» конкурентное поле, в том числе и в вопросе распределения средств Минфина на счетах в банковских организациях, идет в России уже не первый год. Однако, как говорят наблюдатели, каких-либо радикальных подвижек здесь пока не наблюдается.    

Поделиться:
 

Возврат к списку