Аналитика и комментарии

20 сентября 2016

Кто даст денег на противовес?

Европейцам, судя по всему, надоело доминирование американских агентств на рынке рейтингования. Консалтинговая компания Roland Berger заявила о намерении создать ко второму кварталу 2012 года европейское рейтинговое агентство, от которого во втором полугодии 2012 года банки смогли бы получать оценки кредитоспособности. По мнению авторов идеи, создание европейского агентства обойдется в 300 млн евро

NBJ № 8(87), 2011
«Планы по созданию европейского рейтингового агентства в противовес 
«большой тройке», стр. 40

 

Претензии к деятельности ведущей тройки рейтингового рынка – Standart & Poor’s, Fitch и Moody’s – выдвигались еще с 2007 года: они не смогли предупредить ни о глобальном кризисе, ни о плачевном финансовом состоянии отдельно взятых крупнейших компаний (AIG, Enron, Lehman Brothers, Parmalat). Более того, агентства присваивали завышенные рейтинги ипотечным облигациям низкого качества, что в результате привело к образованию пузырей и обрушению рынка CDS (credit default swap).
Аналитики также говорят о том, что «большая тройка» выставляет рейтинги по непонятным критериям и с опозданием реагирует на значимые события. Кроме того, будучи американскими организациями, рейтинговые агентства как минимум строже подходят к оценке положения дел в Европе, чем в США. Более того, есть мнение, что «большая тройка» намеренно снижает рейтинги стран и компаний Старого света в те моменты, когда США нуждается в привлечении новых средств инвесторов для покупки американских долговых обязательств. Разумеется, все это не нравится руководителям стран Евросоюза. Еще в октябре 2010 года в Брюсселе был внесен на рассмотрение «антирейтинговый» законопроект: предлагалось ограничить возможности агентств в публикации рейтингов стран, нуждающихся в помощи. Однако законопроект был отклонен.
В начале 2012 года, после понижения рейтингов европейских государств, вызвавшего очередное обрушение финансовых рынков, дискуссия обрела второе дыхание. В Европейском парламенте началось обсуждение нового законопроекта, наделяющего руководство ЕС правом вводить запрет на публикацию информации о суверенных рейтингах, если того потребует страна-эмитент. 
13 июня 2012 года Moody’s в очередной раз снизило суверенные рейтинги Кипра и Испании. Видимо, это событие стало последней каплей, переполнившей чашу терпения Европейского парламента. Но максимум, на что оказались способны европейцы, – это ограничение сферы деятельности «большой тройки». 19 июня депутаты одобрили законопроект, ограничивающий работу рейтинговых агентств: с этого момента они могут обнародовать суверенные рейтинги государств ЕС не более двух-трех раз в год по заранее оговоренным датам. Во всех остальных случаях возможность публикации рейтингов будет рассматривать ЕЦБ. Считалось, что эти шаги помогут повысить финансовую устойчивость ценных бумаг стран ЕС.
В июле 2012 года появилось сообщение, что Европейское агентство по надзору за финансовыми рынками (ESMA) изучает методы присвоения рейтингов тройкой ведущих международных рейтинговых агентств. Расследование ESMA должно было завершиться до конца 2012 года.
Наиболее радикальное предложение – создать противовес «большой тройке» в лице панъевропейского рейтингового агентства – пока, очевидно, остается нереализуемым. 
Перед Европой стоят более глобальные проблемы: как учесть интересы и ведущих, и отстающих стран при решении долговых проблем, как создать фискальный союз. Лишних денег на реализацию «рейтингового плана» в бюджетах стран ЕС попросту нет. А европейские банки и компании не спешат скидываться, отлично понимая, что больше всего придется платить самым богатым и успешным из них. А выиграют от появления панъевропейского агентства прежде всего бедные и уязвимые компании и банки, ведь именно их рейтинги постоянно находятся в «красной зоне». На этом фоне становится понятно, почему руководители «большой тройки» не боятся заявлений о создании противовеса и даже подначивают власти ЕС: создайте панъевропейское агентство – если, конечно, сможете.   

Поделиться:
 

Возврат к списку