Аналитика и комментарии

20 сентября 2016

Когда равенство неуместно

А. ТУРБАНОВ, генеральный директор Агентства по страхованию вкладов: «Было внесено предложение учитывать риски, возникающие при проведении непродуманной процентной политики, при определении размера отчислений. В итоге было принято решение, в соответствии с которым банки, агрессивно привлекающие вклады населения за счет повышенных ставок, должны платить больший размер взносов. Они хотят рисковать? Пожалуйста, но пусть платят за свои риски сами»

NBJ № 12(103), 2012
«Система дифференцированных отчислений – логичный шаг в развитии ССВ», стр. 14–23

 

То, что взносы банкам в Фонд страхования вкладов устанавливались по одной и той же формуле, которая была привязана исключительно к объему привлеченных вкладов физических лиц, раздражало ряд участников российского банковского рынка уже давно. И, наверное, не было ничего удивительного в том, что наиболее активно против подобного механизма начислений выступали крупнейшие игроки и в первую очередь банки с госучастием. Они традиционно проводили и проводят наиболее консервативную процентную политику на рынке вкладов физических лиц – и при этом, по заверениям их руководителей, именно этим банкам приходилось расплачиваться за «шалости» более агрессивных и рисковых игроков.
Пожалуй, лучше всего сформулировал позицию крупных финансово-кредитных организаций президент – председатель правления ВТБ24 Михаил Задорнов в начале 2012 года. ВТБ24, как и все участники системы страхования вкладов, тогда отчислял 0,1% от среднеквартальных остатков по депозитам физлиц. «Это огромные деньги. ВТБ24 в этом году заплатит 5 млрд рублей в систему страхования вкладов, я не понимаю, почему вкладчики ВТБ24 должны де-факто оплачивать рискованное поведение как клиентов мелких кредитных организаций, так и их собственников», – возмущался Михаил Задорнов. И, конечно же, многие эксперты понимали, что не в последнюю очередь это возмущение подогревали многочисленные банкротства банковских организаций во время кризиса 2008–2009 годов и в посткризисный период 2010–2011 годов.
На то, чтобы все более или менее договорились и по данному вопросу был найден компромисс, потребовалось почти три года с момента произнесения вышеуказанной фразы Михаилом Задорновым. В декабре 2014 года президент РФ Владимир Путин подписал законопроект, который предусматривает дифференцированные взносы в систему страхования вкладов (ССВ).  Начиная с 1 июля 2015 года банкам приходится перечислять  средства в зависимости от процентной ставки по вкладам. Закон установил базовую ставку на уровне 0,15% от общего размера вкладов с возможностью ее повышения до 0,3%, но не более чем на 18 месяцев. Кроме того, для кредитных организаций, у которых доходность вкладов будет превышать среднюю максимальную 
ставку на два-три процентных пункта, ставка взносов будет в полтора раза выше. При превышении среднего значения ставки на три и более процентных пункта отчисления могут быть увеличены в шесть раз (то есть к таким игрокам будет применяться так называемая повышенная дополнительная ставка).
Опыт применения новых правил игры показал две вещи: во-первых, банки действительно начали проводить более осторожную и взвешенную процентную политику – как впоследствии признавали и ЦБ, и АСВ, и Минфин, прецеденты завышения процентных ставок носят разовый характер (правда, в пиковый момент кризиса-2014 эта почти идиллическая картина несколько нарушилась). И во-вторых, выяснилось, что шкала страховых взносов нуждается в еще большей дифференциации – например, в введении дополнительных критериев при расчете конкретных сумм, которые те или иные банки должны уплачивать в Фонд страхования вкладов. Какими могут быть эти критерии? Этот вопрос как раз и дискутируется сейчас – в немалой степени с оглядкой на опыт стран, в которых системы страхования вкладов существуют куда дольше, чем в России.   

Поделиться:
 

Возврат к списку