Аналитика и комментарии

20 сентября 2016

«Госам» – за буйки не заплывать!

«Наступление» банков с государственным участием, активизация их деятельности в различных сегментах рынка, естественно, порождает негативную реакцию со стороны финансово-кредитных организаций, не имеющих доступа к государственному «кошельку». Одно из предложений звучит следующим образом: необходимо законодательно ограничить долю «госов» в различных сегментах банковского рынка – в первую очередь на рынке кредитов и депозитов

NBJ № 10(89), 2011 
«Ограничение доли банков на рынке: необходимая мера или изобретение велосипеда?», 
стр. 26–29

 

Периодические предложения ограничить долю банков с госучастием в различных сегментах банковского рынка каждый раз объяснялись стремлением улучшить конкурентное поле. Госбанки, по мнению сторонников этой идеи, имели ряд неоспоримых преимуществ: доступ к дешевому фондированию, репутацию непотопляемых организаций, разветвленные филиальные сети (в случае со Сбербанком несопоставимые по размеру с сетями любых других банков). Не последнюю роль, по мнению экспертов, играл административный ресурс: предприятия, принадлежащие государству полностью или частично, направлялись на обслуживание или по собственной инициативе приходили в госбанки.
В докризисный период частные банки с этим мирились, потому что на фоне растущего рынка конкуренция со стороны госбанков была менее очевидной и болезненной. Места под солнцем хватало всем, маржа банковского бизнеса в России была очень высока, поэтому «госов» воспринимали как неизбежное, но не самое страшное зло. К тому же негосударственные банки противопоставляли «госам» быстроту принятия решений, индивидуальный подход к клиентам и большую гибкость при формировании предложений.
После кризиса 2008–2009 годов ситуация изменилась. Выяснилось, что в нестабильные и сложные времена многие клиенты, прежде всего вкладчики, предпочли госбанки частным финансово-кредитным организациям. Стремление людей к стабильности было настолько сильным, что они прощали госбанкам даже минимальные ставки по вкладам. В результате доля Сбербанка на рынке вкладов физических лиц составила к 1 июня 2009 года 50,5%, в то время как по состоянию на начало сентября 2008 года этот показатель опустился ниже 50% – впервые за всю историю существования современного российского банковского сектора. 
Что касается корпоративных клиентов, то многие из них оказались на обслуживании у «госов» потому, что в острый период кризиса частные банки отказывались кредитовать и перекредитовывать их. Банки с госучастием во многих случаях были вынуждены делать это против своей воли, потому что перед ними была поставлена четкая задача не допустить вала банкротств и, как следствие, роста безработицы среди населения. Стоит ли удивляться тому, что многие корпоративные клиенты не стали сразу возвращаться на обслуживание к негосударственным банкам, когда ситуация в экономике стабилизировалась.
Впрочем, было бы неправильным списывать все на кризис. Эксперты отмечают, что госбанки начиная с 2008–2009 годов стали подтягиваться к конкурентам по качеству обслуживания, степени диверсификации продуктовых линеек и другим важным для клиентов параметрам. Особенно заметно это было на примере Сбербанка, который из неповоротливой махины начал превращаться в современную рыночную организацию, активно внедряющую новые технологии. Теперь же мало кто будет оспаривать, что Сбербанк и с технологической точки зрения, и по уровню обслуживания клиентов ничем не уступает своим частным коллегам, а в некоторых вопросах, возможно, даже превосходит их. 
Так или иначе, а попытки как-то «ввести госбанки в рамки» не увенчались успехом. Частично это, конечно же, связано с тем, что «госы» задействовали свои лоббистские возможности и предотвратили оформление подобных предложений в более или менее серьезные законопроекты. Но есть и другой аспект: эксперты сомневаются в том, что подобную проблему следует решать путем административных или законодательных ограничений. Исторически так сложилось, что  в российской банковской системе соседствуют госбанки и частные банки, и этот гордиев узел вряд ли удастся распутать тем же способом, который фигурировал в древнегреческом предании.  

 


 

 

 

Поделиться:
 

Возврат к списку