Аналитика и комментарии

20 сентября 2016

Фонд спасения себя самих

«Не надо бегать в правительство с мольбами о помощи: ее не будет, – такой сигнал подал российским предпринимателям помощник президента Аркадий Дворкович, выступая перед участниками VI Красноярского экономического форума. – Власть хочет видеть от бизнеса принятие ответственности на себя. Мы никого спасать не будем»   
 
NBJ № 3(60), 2009
«Помощи не будет», стр. 36

 

Аркадий Дворкович в ходе своего выступления на Красноярском экономическом форуме обращался, конечно, ко всем бизнесменам, независимо от того, каким видом бизнеса они занимались. Но наблюдатели истолковали тогда его слова однозначно: речь идет о компаниях так называемого реального сектора экономики. Банки могут не беспокоиться: скорее всего, даже при самом плохом раскладе государство не оставит их на произвол судьбы, поскольку власти уже не раз убеждались: паралич банковской системы влечет за собой паралич всей национальной экономики.
Однако через три года банкиры услышали те же слова – «помощи не будет», – обращенные к ним. Первый заместитель председателя Банка России Алексей Симановский, выступая в феврале 2012 года на конференции «Финансовая система России: новые вызовы и риски», без обиняков заявил: «Банки не должны надеяться на то, что в случае ухудшения ситуации на них прольется «золотой дождь», что ЦБ начнет предоставлять ликвидность надолго и в тех объемах, которые представляются необходимыми сектору или отдельным банкам». Не должны участники рынка рассчитывать, по словам первого зампреда ЦБ, и на то, что бюджет начнет «кормить» их своими деньгами. Фактически Алексей Симановский направил банкирам тот же сигнал, что тремя годами ранее Аркадий Дворкович направил российским бизнесменам: развивайте свой бизнес сами, будьте готовы нести за него ответственность и спасать в случае беды за счет собственных средств, а не средств налогоплательщиков. 
Главу Комитета банковского надзора поддержал тогдашний генеральный директор АСВ Александр Турбанов. Он напомнил банкирам о том, что ранее оказанная поддержка вызвала всплеск «банкофобии» в обществе (не только в России, но и во всех странах, где «дыры» в банковских балансах заткнули деньгами налогоплательщиков). И выразил удивление, что собственники и руководители национальных финансово-кредитных организаций не задумываются о будущем: если бюджетные деньги не будут направляться на поддержку банков «в годину кризиса», то за счет каких средств банки будут выкарабкиваться? Ладно, если имеет место краткосрочный дефицит ликвидности: здесь в состоянии помочь ЦБ, а если проблемы носят более глубокий характер? Почему бы банкирам не задуматься о создании некоего фонда взаимопомощи? 
Предлагаемая модель проста и уже работает в других странах: банки делают отчисления в фонд в зависимости от уровня рисков, которые они принимают на себя. В случае реализации – полной или частичной – этих рисков они получают необходимую поддержку из фонда, возобновляют нормальную деятельность, а потом, когда снова встают на ноги, возвращают предоставленные средства обратно в фонд.
Стоит ли говорить, что пока призывы Алексея Симановского и Александра Турбанова к банкирам остаются гласом вопиющего в пустыне. Уровень корпоративной солидарности на рынке, по-видимому, не слишком высок: банки не хотят расплачиваться своими деньгами за ошибки коллег. Если вспомнить, сколько времени и уговоров понадобилось, чтобы появилась система страхования вкладов, то можно прикинуть, сколько времени должно уйти на создание банковского фонда взаимопомощи. Намного больше, особенно если учесть, что участие в ССВ было обязательным условием для продолжения работы банка на рынке привлечения вкладов физлиц. Отказавшиеся должны были сдать соответствующую лицензию. В случае с фондом взаимопомощи расклад, по-видимому, иной: банк не будет стеснен какими-либо ограничениями, просто в случае кризиса ему придется надеяться только на себя, а не на помощь коллег по цеху. 
В заключение хотелось бы отметить, что есть страны, где такие фонды уже существуют, и одна из них – Германия. Но это совсем другая история.   

 

Иван Рубцов, 
заместитель генерального директора 
по работе с ключевыми заказчиками компании КРОК


В условиях экономической рецессии банки стараются выбирать решения российского производства, которые, не требуют много затрат, и могут быстро показать свою эффективность.
Если мы говорим о банковской ИТ-инфраструктуре, то это в первую очередь проекты по виртуализации, колокейшн и аутсорсингу инфраструктуры. Ранее банки создавали резервные площадки и собственные дата-центры, сейчас же технологии стали настолько зрелыми, что эффективнее арендовать вычислительные мощности. Зачастую в таких проектах заказчик получает и дополнительные услуги – например защиту от утечки информации, сетевых атак, сервис резервного копирования по модели BaaS и даже аренду high-end-серверов для размещения АБС. КРОК имеет собственный коммерческий центр обработки данных – ЦОД Компрессор. Сейчас он уже почти заполнен, и 70–80% наших клиентов – это банки. Виртуализация очень перспективна в условиях кризиса, потому что закрывать какие-то бреши, «узкие места» в инфраструктуре посредством вливания инвестиций уже невозможно. Компании стараются максимально утилизировать вычислительные ресурсы. Это достигается как раз за счет виртуализации, которая позволяет сбалансировать вычислительные ресурсы между приложениями и пользователями. 
Традиционно банки уделяют большое внимание информационной безопасности. Кроме проектов, направленных на соответствие требованиям регуляторов, наши заказчики сейчас инвестируют в решения по предотвращению мошенничества и утечек данных. Например, существует технология   DLP (Data Leak Prevention), помогающая существенно уменьшить риски утечки конфиденциальной информации. А благодаря решениям по голосовой биометрии, внедряемым в рамках модернизации контакт-центров, банки существенно снижают количество внешнего фрода.
Из-за процессов слияний и поглощений, востребованы технологии, позволяющие в короткий срок выстроить сквозные бизнес-процессы во вновь образованных банковских группах. Исходя из опыта КРОК могу сказать, что подавляющее большинство банков сейчас интересует консалтинг в части построения корпоративной шины обмена данными. Решение позволяет на базе универсальных унифицированных форм автоматизировать обмен данными между приложениями без необходимости сложной интеграции. К слову, КРОК активно занимается внедрением подобных проектов уже более десяти лет.    

Поделиться:
 

Возврат к списку