Аналитика и комментарии

20 сентября 2016

Электронные конкуренты оказались хитрее

Председатель банковского подкомитета комитета Госдумы по финансовому рынку Павел Медведев назвал электронные платежи «новым видом финансовых пирамид». Фирмы, которые занимаются этим бизнесом и не имеют банковской лицензии, нарушают закон. При этом клиенты этих систем несут «фантастические» риски. В стране действует параллельная кредитно-денежная система, которая неподконтрольна ни налоговикам, ни ЦБ
 
NBJ № 10(55), 2008
«Электронные пирамиды», стр. 30

 

Рынок электронных денег в России функционирует с 1997 года. На определенном этапе развития этой отрасли подчеркивалось, что владельцы электронных кошельков получают полную анонимность, и это подавалось как преимущество небанковского способа оплаты. К 2003 году с помощью электронных денег можно было пополнить счет мобильного телефона, оплатить кредит, счета за коммунальные услуги, товары в интернет-магазинах, купить интернет-рекламу и баллы в платных онлайн-играх. Действительно, отрасль фактически представляла собой параллельную банковскую систему, никем не контролируемую. И это в условиях, когда банки должны были соблюдать все большее количество нормативов и законов, в том числе Федеральный закон № 115-ФЗ. Это обстоятельство вызвало справедливое возмущение участников банковской системы.
В 2009 году электронными кошельками воспользовались около 20 млн россиян, а оборот отрасли электронных денег составил порядка 40 млрд рублей, в 2010 году – 30 млн пользователей и 70 млрд рублей. Стремительное развитие отрасли заставило ее участников озаботиться подведением законодательной базы под данный бизнес. В 2009 году была основана Ассоциация «Электронные деньги». Это объединение поставило перед собой задачу добиться принятия законов, которые вписали бы электронные деньги в платежную систему страны. Как показало дальнейшее развитие событий, «электронные» лоббисты неплохо справились с поставленной задачей.
В 2009 году появились первые законодательные акты, которые касались электронных платежей: Федеральный закон № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» и Федеральный закон № 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами». 
В 2011 году был принят закон «О национальной платежной системе», который упорядочил работу всех участников рынка розничных платежей, не охваченных действовавшим до того законодательством. После долгих баталий операторов электронных денег все-таки обязали стать небанковскими кредитными организациями и отчитываться перед ЦБ РФ. Закон, призванный, по словам некоторых чиновников, прежде всего легализовать электронные деньги, изменил ландшафт всей платежной системы, ввел новую терминологию, которая заставила поломать голову и регулятора, и банковских юристов.
Тем не менее хоть какой-то порядок в сфере электронных денег к настоящему моменту наведен. Определены максимальные лимиты по сумме платежей в зависимости от наличия или отсутствия идентификации клиента. Владелец «неопознанного» кошелька может вывести деньги только на банковский счет. Начиная с 2013 года у операторов электронных денег появились новые обязанности – в частности, информирование клиентов о каждой совершенной операции и ответственность перед клиентами за не подтвержденные ими платежи. 
Расчеты электронными деньгами, как и мобильные платежи, по мнению законодателей, стали альтернативой платежным банковским картам. Это, конечно, не вызывает восторженных чувств у финансово-кредитных организаций, но за прошедшие несколько лет пришло понимание того, что соревноваться с «электронными» конкурентами в любом случае придется. И это подтолкнуло банки к совершенствованию своих платежных сервисов – к тому, что теперь принято называть модным термином «диджитализация бизнеса».  

Поделиться:
 

Возврат к списку