Аналитика и комментарии

20 сентября 2016

«Эксперт РА» о новых реалиях рейтингового бизнеса

Не только финансовый сектор в России переживает сейчас переломный момент в своей истории – процесс реформирования отрасли коснулся и рынка рейтинговых услуг. О том, как меняются подходы к рейтингованию, в чем заключается важность рейтингов как для компаний, которым они присваиваются, так и для партнеров и контрагентов этих компаний, и о конкурентных преимуществах «Эксперт РА» рассказала в интервью NBJ первый заместитель генерального директора «Эксперт РА» Марина ЧЕКУРОВА.

NBJ: Марина Викторовна, расскажите, пожалуйста, об истории создания агентства «Эксперт РА» и о том, какие периоды в деятельности агентства являются, по Вашему мнению, ключевыми?

М. ЧЕКУРОВА: «Эксперт РА» – одно из старейших рейтинговых агентств, созданных в России. Свою деятельность оно начало еще в 1997 году – соответственно, в следующем году мы будем отмечать двадцатилетний юбилей. 

Что касается важных периодов в его истории, то, конечно же, одним из них был тот, когда рейтинги, присваиваемые агентством компаниям-эмитентам, начали учитываться при включении ценных бумаг в ломбардный список Банка России при размещении средств федеральных и муниципальных бюджетов на счетах коммерческих банков и т.д.

Очень важный момент в своей истории «Эксперт РА» переживает и сейчас. Недавно была проведена закрытая эмиссия, позволившая существенно увеличить капитал агентства. Пришли новые акционеры, изменилась структура акционерного капитала, что позволило агентству привлечь новый профессиональный менеджмент, стать более независимым при полном соответствии действующим требованиям регулятора. 

«Эксперт РА» проходит сейчас аккредитацию ЦБ. Этот непростой процесс идет в нормальном рабочем темпе. Должна сказать, что сама идея аккредитации рейтинговых агентств – долгожданная и полезная инициатива ЦБ, который аккумулировал лучший мировой опыт в сфере регулирования отрасли и теперь имплементирует его в России.

NBJ: Поясните, пожалуйста, что конкретно дает эта аккредитация как самому агентству, так и компаниям, с которыми у агентства заключены соглашения об их рейтинговании.

М. ЧЕКУРОВА: Аккредитация рейтинговых компаний похожа в целом на лицензирование банковской деятельности. Известно, что финансово-кредитные организации получают одну главную лицензию и несколько частных, которые позволяют им работать в различных сегментах рынка финансовых услуг. Похожим образом дело обстоит и с аккредитацией рейтинговых агентств. Если мы говорим об «Эксперт РА», то наша задача – получить право присваивать рейтинги банкам, страховым компаниям, корпоративным структурам, НПФ, структурам фондового рынка, депозитариям, брокерам и т.д.

NBJ: Разве агентство не делает всего этого сейчас?

М. ЧЕКУРОВА: Мы это делали почти 20 лет и продолжаем делать. Рейтинги, которые присваивает агентство, давно учитываются и ЦБ, и Минфином России при принятии соответствующих решений. Однако после принятия профильного для рейтинговой отрасли закона должна радикально измениться ситуация на рынке: право работать на нем останется только у тех компаний, которые получат аккредитацию ЦБ РФ. Кроме того, мы рассчитываем на то, что будет расширяться перечень требований к организациям для участия в проектах, предусматривающих доступ к бюджетным средствам при финансировании по линии ЦБ РФ или Минфина. Одним из таких требований должен стать минимально допустимый рейтинг, присвоенный аккредитованным агентством.  

NBJ: Многие эксперты считают, что рейтинг важен не только с точки зрения выполнения формальных требований или критериев. Рейтинговое агентство для компании, находящейся на рейтинговом контроле, – своего рода «третий глаз», не так ли?

М. ЧЕКУРОВА: Зрелые компании понимают, что важен не только сам по себе факт присвоения им или их контрагентам определенного рейтинга, но и мониторинговый контроль со стороны агентства. Любые изменения рейтинга – это сигналы не только всем заинтересованным участникам рынка, но и высшему менеджменту самой рейтингуемой компании. Тем не менее мы видим, что выгоды рейтингования пока очевидны не всем, особенно на уровне регионального бизнеса. Этот рынок проходит путь, который уже проходили другие участники финансового рынка – аудиторские и консультационные компании, например. Уже сейчас мы видим, как меняется отношение к профессиональному рейтингованию. Приходит понимание, что аналитики рейтинговых агентств имеют уникальную экспертизу оценки бизнеса не только в контексте конкретного сегмента бизнеса и макроэкономической ситуации в целом, но и прогнозов изменения этой ситуации. Кроме того, оценки рейтинговых компаний являются важным индикатором  кредитного качества для контрагентов и банков. 

NBJ: В России на протяжении многих лет работали представительства международных рейтинговых агентств. Скажите, пожалуйста, насколько различаются методологии, которыми пользуются российские участники этого рынка, в том числе и «Эксперт РА», и методология, которой придерживаются международные рейтинговые компании?

М. ЧЕКУРОВА: В своей основе методологии схожи. Свою задачу мы как раз видели в том, чтобы «Эксперт РА» соответствовало лучшим мировым практикам. Ориентации на мировой опыт придерживается и Банк России, который с сентября 2013 года является регулятором для компаний, работающих на рынке рейтинговых услуг. ЦБ РФ в этом вопросе придерживается проактивного подхода: он приучает участников рынка к работе в рамках стандартов, принятых во всем мире. Такая стратегия ЦБ способствует в первую очередь развитию рынка, подъему его на принципиально новый уровень.

NBJ: Чем жестче регуляторные требования, тем выше обычно финансовые расходы на выполнение этих требований. Означает ли это, что стоимость услуг рейтингования для конечных потребителей неизбежно будет расти?

М. ЧЕКУРОВА: Повышение стоимости услуг неизбежно. Качественный рейтинг не может быть дешевым, так как определяется стоимостью занятых в процессе работы специалистов. Ключевой актив рейтингового агентства – не столько методология, сколько команда профессиональных аналитиков, макроэкономистов и отраслевых специалистов, способная провести качественный всесторонний системный анализ состояния дел в компании, перспектив развития бизнеса в контексте общего состояния экономики.

NBJ: В завершение нашей беседы расскажите, пожалуйста, о том, за счет чего агентство планирует конкурировать с другими участниками рынка рейтингования.

М. ЧЕКУРОВА: Одно из наших главных конкурентных преимуществ – это сама история агентства, его уникальный опыт. Не скажу, что мы всегда действовали безошибочно, но наш опыт показывает, что практически всегда наши суждения и оценки были объективными и верными. Это напрямую связано с нашим огромным опытом, высокой квалификацией сотрудников и хорошо выстроенными бизнес-процессами в компании. Мы формируем нашу стратегию лидерства, опираясь именно на эти преимущества, развивая и усиливая их.   

беседовала Софья Мороз
Поделиться:
 

Возврат к списку