Аналитика и комментарии

20 сентября 2016

Агентство для обиженных и угнетенных

В скором времени на российском рынке может появиться новая структура – агентство по защите прав потребителей. Банкиры, правда, не уверены в том, что власти таким образом добьются желаемого эффекта – снижения стоимости кредитов и повышения уровня лояльности клиентов


NBJ № 2(93), 2012 
«Ряды защитников растут», стр. 66–71

 

В конце 2011 года активизировались разговоры о том, что в нашей стране будет создан специализированный институт по защите прав заемщиков, который профессионально займется разрешением конфликтных ситуаций на финансовом рынке. Произошло это после того, как в декабре 2011 года президент России Владимир Путин заявил на съезде организации «Деловая Россия», что правительство рассмотрит возможность создания специального федерального агентства по защите прав заемщиков.
«Права заемщиков никто не защищает, это факт. При всем уважении к нашим финансовым учреждениям – там очень часто творится произвол, особенно подальше в сторону от Москвы», – пояснил свою точку зрения Владимир Путин. В рамках того же съезда было предложено воспроизвести в России канадский опыт создания агентства, работа которого позволила бы удешевить стоимость кредитов для заемщиков в среднем на 6 процентных пунктов.
Действительно, в Канаде вот уже десять лет работает Агентство по защите прав потребителей финансовых услуг (Financial Consumer Agency of Canada). Это независимый орган, который защищает права потребителей и предоставляет полезную и объективную информацию о финансовых продуктах и услугах. Следует отметить, что такие организации в том или ином виде (на общественных началах или при банковских ассоциациях) существуют во многих странах. Канадский опыт интересен именно системной работой на государственном уровне, отмечают эксперты: агентство в стране кленового листа отчитывается перед парламентом, подчиняется министру финансов и финансируется за счет взносов поднадзорных финансовых учреждений. FCAC имеет полномочия расследовать, принимать решения, публиковать уведомления о нарушениях и взимать с провинившихся финорганизаций штрафы в размере до 200 тыс. канадских долларов (185 тыс. долларов США).
Тенденция к созданию институтов, призванных защищать права потребителей финансовых услуг, наметилась в мире несколько лет назад. Так, в США после кризиса 2007–2008 годов был принят закон Додда-Франка, предусматривающий создание бюро по защите прав потребителей на рынке финансовых услуг. В Великобритании в 2012 году должна была быть проведена соответствующая реформа и образован специальный орган – Consumer Protection and Financial Market Authority. Европейский союз также в течение ближайших лет планирует создать отдельный орган по защите прав потребителей финансовых услуг.
Российские участники финансового рынка по-разному отнеслись к идее перенести на нашу почву чужой опыт. Ряд банковских организаций считают, что институт по защите прав заемщика необходимо создавать. Это должен быть компетентный государственный орган, состоящий из профессионалов банковского рынка. Сторонники данной точки зрения утверждают, что заемщик чаще всего изначально находится в уязвимой позиции по отношению к кредитору: уровень его знаний о предлагаемом продукте существенно уступает уровню знаний продавца услуг. 
В то же время на финансовом рынке существует и противоположное мнение. Основной контраргумент противников идеи создания специального института по защите прав заемщиков заключается в том, что на рынке уже существует множество организаций, призванных в той или иной степени выполнять эту функцию: Роспотребнадзор, суды, прокуратура, ФАС, представители законодательной власти, наконец, финансовый омбудсмен. Судя по всему, их точка зрения оказалась более весомой. Помогло, конечно же, и то, что институт финансового омбудсмена действительно оказался очень эффективным, а банки стали проявлять больше ответственности при взаимодействии с заемщиками. Конечно, на сегодняшний день нельзя сказать, что в этом вопросе в банковском секторе дела обстоят идеально, но, во всяком случае, таких громких скандалов, как в 1990-е и в 2000-е годы, между заемщиками и банками больше не возникает.   

Поделиться:
 

Возврат к списку