Аналитика и комментарии

19 сентября 2016

Вопрос импортозамещения в ИТ по-прежнему открыт

Эксперты убеждены, что необходимо переходить на отечественное ПО, потому что «санкционная война» далека от завершения и всегда может перейти из нынешней вялотекущей фазы в острую. Государство должно не просто административно регулировать этот процесс, а анонсировать задачу разработки российского софта как приоритетную

NBJ № 10(125), 2014
«Станет ли Россия родиной ПО?», стр. 39

 

Дискуссии о том, что в условиях «санкционной войны» финансово-кредитным организациям необходимо переходить на ИТ-решения отечественных разработчиков, начались еще в 2014 году. Продолжаются они до сих пор. Редко какая площадка – конференция или форум – обходится без обсуждения вопросов импортозамещения в ИТ. Причем речь идет об импортозамещении не только программного обеспечения, но также «железа» и телекоммуникационного оборудования. 
Необходимость импортозамещения вызвана очевидными причинами, и в первую очередь технологической независимостью и безопасностью. При этом было бы хорошо не просто замещать уже существующие и успешные технологии и продукты, а занять лидирующие позиции в новых направлениях, которые позволят быть конкурентоспособными на мировом рынке. 
В настоящее время нужно преодолевать не только технологический разрыв, но и психологическую инерцию. Одним из первых шагов в этом направлении стало создание реестра российского программного обеспечения, а также центра компетенций по импортозамещению в информационно-коммуникационных технологиях.
Процесс импортозамещения достаточно долгий и сложный, здесь возникает множество проблем и вопросов. Например, отсутствие взаимного интереса и координации действий между производителями замещающих технологий и их потребителями, отсутствие координации между производителями ПО и производителями «железа» – двумя составными частями ИТ.
Нередко органы власти с настороженностью относятся к импортозамещению, многие занимают выжидательную позицию, они не знают, какова ситуация на рынке. Из-за некомпетентности и безответственного подхода тратятся серьезные ресурсы на поиск и анализ существующих отечественных решений. Эксперты также говорят, что отсутствует методическая поддержка импортозамещения, нет механизма обмена информацией и опытом в этой сфере.
Для решения этих и других вопросов 25 мая 2016 года президент России подписал поручение председателю правительства РФ в срок до 1 октября 2016 года обеспечить необходимую государственную поддержку созданию и работе центра компетенции по импортозамещению в области ИКТ, особо указав на необходимость обеспечить независимость центра от компаний и отраслевых органов власти. Центр компетенции должен обеспечить предоставление госзаказчикам информации о российском программном обеспечении и организацию методической поддержки органов власти в сфере импортозамещения ПО, экспертизу проектов, связанных с импортозамещением в сфере ИT, предоставление информации о проектах в сфере информационно-коммуникационных технологий, мониторинг и анализ закупок программного обеспечения, анализ совместимости отечественного программного обеспечения с имеющимися аппаратными средствами и др.
Казалось бы, движение происходит в правильном направлении, на государственном уровне декларируются разумные решения и подходы. Но в реальности нередко приходится сталкиваться с совершенно иными фактами. Так, в августе было опубликовано исследование одного из лидеров российского рынка видеоконференцсвязи (ВКС), из которого можно сделать вывод: на фоне декларируемого импортозамещения российские госзаказчики не торопятся закупать отечественные системы видеоконференцсвязи. В такой ситуации говорить об импортозамещении на рынке ВКС вообще не приходится. Да и в других сегментах, как отмечают наблюдатели, ситуация оставляет желать много лучшего. Конечно, когда речь идет о таких масштабных изменениях, никто не ждет мгновенного чуда, но более серьезные подвижки в анонсированном направлении не помешали бы.   

Поделиться:
 

Возврат к списку