Аналитика и комментарии

19 сентября 2016

Уже не локомотив?

Е. РЕЧКАЛОВА, советник председателя правления КБ «Интеркоммерц»: «То, что мы видим сейчас, не кризис и не стагнация, а закономерный этап развития сектора розничного кредитования. Теперь уже всем банкам придется задумываться о себестоимости своей деятельности, а ведь до недавнего времени об этом задумывались крупные банки. Внедрять новые модели управления и новые операционные модели будут все банки без исключения»

NBJ № 13(128) the best 2014 
«Розничное кредитование в новых экономических условиях», стр. 30–33

 

Розничное кредитование раньше воспринималось как драйвер роста банковского рынка. Во всяком случае, оно оживлялось первым по мере выхода экономики страны из очередного кризиса в силу объективных причин: у клиентов формировался отложенный спрос на товары долгосрочного потребления, и они охотно брали кредиты для удовлетворения этого спроса. Банки же рассматривали это направление бизнеса как высокомаржинальное, поэтому в большинстве своем активно его развивали. 
Ситуация изменилась под воздействием нескольких факторов: роста задолженности населения, давления на банковский капитал, ужесточения регулирования со стороны ЦБ РФ и изменения законодательства. Немаловажную роль сыграли принятие Федерального закона «О потребительском кредите», произошедшее 21 декабря 2013 года, и его вступление в силу. Одним из главных пунктов этого закона стало требование к кредиторам указывать в кредитном соглашении полную стоимость кредитов. Это, с одной стороны, лишило банки возможностей пользоваться скрытыми комиссиями, а с другой, как отмечают эксперты, создало трудности для малых и средних банков, у которых, в отличие от крупных игроков, не были настроены электронные системы, существенно сокращающие издержки финансово-кредитных организаций. 
Затем на розничное кредитование, конечно же, повлиял кризис 2014 года, который привел как к росту неплатежей, так и к падению спроса на кредиты и изменению политик управления рисками банков в сторону ужесточения. Впрочем, по мнению ряда экспертов, это не просто результат воздействия совокупности негативных факторов, а вполне закономерный итог развития сектора розничного кредитования. Он становится более цивилизованным, а это означает, что на нем возникает меньше «пузырей». 
Лучше всего о том, что розничное кредитование перестает восприниматься как палочка-выручалочка, говорят цифры. В 2012 году рост в данном сегменте составлял 39%, при этом просроченная задолженность увеличилась всего на 7,5%. В 2013 году первый показатель составил всего 29%, при этом просрочка значительно увеличилась по сравнению с темпами роста, зафиксированными в 2012 году. Динамика за 2014–2015 годы была еще более удручающей.
По итогам 2016 года, как предполагают эксперты, портфель кредитов населению может вырасти на 3–5% до 11–11,5 трлн рублей. Как считают аналитики, точки роста в этом сегменте – обслуживание действующих качественных заемщиков, наращивание кросс-продаж и увеличение лимитов, а также расширение базы заемщиков в рамках зарплатных проектов. Что касается банков-монолайнеров, которые активно работали на рынке еще несколько лет назад, то они, по мнению экспертов, пережили время своего расцвета. Возможности роста их розничного бизнеса ограничены низким качеством сформированного портфеля и отсутствием качественного потока клиентов «с улицы».  
На рынок банковского розничного кредитования влияет еще один фактор – возросшая конкуренция со стороны микрофинансовых организаций. Поскольку подходы банков к оценке рисков ужесточаются (в том числе и под влиянием требований регулятора), то отвергнутая часть клиентуры уходит на обслуживание в МФО. Вызовом для банковских организаций, как предупреждают аналитики, могут стать и компании FinTech, заинтересованные в возможности кредитовать население и обладающие огромными базами пользователей. Понятно, что это вызов не завтрашнего дня, но к нему надо готовиться уже сегодня.    

Поделиться:
 

Возврат к списку