Аналитика и комментарии

19 сентября 2016

Удивительная судьба «Российского капитала»

Д. ЕРОПКИН, председатель правления АКБ «Российский капитал»: «Инструмент финансового оздоровления – санация кредитных организаций – уже не является для России чем-то принципиально новым. Однако история банка «Российский капитал» не может не привлекать к себе внимания: организация, которая в конце 2008 года была переведена под контроль АСВ, уже через пять лет смогла выступить инвестором в процессе санации 
регионального Эллипс банка»

NBJ № 2(117), 2014
«Российский капитал» в роли санатора», стр. 66–69

 

Когда банк «Российский капитал» был отправлен на санацию, это не вызвало особого шума ни в прессе, ни на банковском рынке. Причина, почему данная новость не стала сенсацией, проста и очевидна: на дворе стояла горячая осень 2008 года, и «Российский капитал» был далеко не единственной жертвой тогдашнего кризиса. Рядом с ним «падали» и/или отправлялись на санацию намного более крупные и известные банки. Так что к конкретному этому кейсу не было привлечено много внимания. 
Затем история вокруг «Роскапа», как его называли на рынке, начала набирать обороты. Его первым санатором стал Национальный резервный банк, принадлежащий бизнесмену Александру Лебедеву. На оздоровление «Российского капитала» НРБ был выделен кредит по линии ЦБ на сумму в 8,2 млрд рублей. При этом достаточно быстро поползли слухи, что эти средства пошли совсем не на спасение «Роскапа», а на поддержку самого Национального резервного банка. Всего через полгода – то есть весной 2009 года – «Российский капитал» был передан под крыло Агентства по страхованию вкладов, где он и находится по сей день, поскольку 100% его акций принадлежат государственной корпорации АСВ.
Казалось бы, обычная для того времени история, если бы не одно «но»: «Российский капитал», оставаясь коммерческой организацией с обычной для универсального бан-ка бизнес-моделью, неоднократно участвовал в процессах санирования других проблемных организаций. Этот опыт рассматривался как достаточно успешный, и какое-то время на рынке даже обсуждалась идея создания на базе «Российского капитала» мегасанатора (по аналогии с тем, как Банк России является мегарегулятором). Однако в августе 2016 года появилась информация о том, что этой мечте не суждено сбыться. Глава «Российского капитала» Михаил Кузовлев заявил, что банк планирует сосредоточиться не на оценке и оздоровлении проблемных банковских активов, а на развитии ипотечного направления своего бизнеса. «Объем этого рынка сопоставим с рынком вкладов, и мы хотим занять на нем определенную нишу, – говорит он. – Сейчас мы делаем акцент на выдачу ипотеки: в этом году выдадим на 5 млрд рублей, притом что ранее мы не специализировались на этом продукте. В будущем планируем нарастить выдачи до 50 миллиардов рублей в год», – заявил Михаил Кузовлев.
Ларчик открывается просто: против превращения «Российского капитала» в профессионального санатора жестко выступило руководство Центрального банка. Как поясняют эксперты, ЦБ в этом предложении не устроили два момента. Во-первых, «Роскап» в этом случае автоматически выводился бы из общего надзорного контура – иными словами, от него не требовалось бы больше выполнения общеобязательных для банков нормативов. Второе возражение было, пожалуй, еще более серьезным: мегарегулятор, как дала понять в одном из своих выступлений глава Банка России Эльвира Набиуллина, считает нынешний механизм санирования банковских организаций слишком затратным и низкоэффективным, и Набиуллина уверена в том, что ЦБ справится с ролью мегасанатора намного лучше, создав для этого специальный фонд под своей эгидой. 
Так что профильного «оздоровителя» из банка «Российский капитал» не вышло. Сейчас банк разрабатывает новую стратегию, в которой, как указано выше, ключевая роль будет отведена ипотеке, и планирует тесно сотрудничать в этой сфере с Агентством по ипотечному жилищному кредитованию.    

Поделиться:
 

Возврат к списку