Аналитика и комментарии

19 сентября 2016

От малых дел – к большим свершениям

Возможность и целесообразность проведения оплаты в юанях играют важную роль для российских предпринимателей, которые сотрудничают с Китаем, подчеркивают специалисты. Осуществляя транзакцию в юанях, можно понизить стоимость закупаемого товара как минимум на 20%, что при больших объемах закупок дает вполне прогнозируемый эффект

NBJ № 9(112), 2013
«Юань и рубль – братья навек?», стр. 16

 

Идея перейти на взаиморасчеты в национальной валюте между Россией и Китаем не нова. Уже c 2002 года рубль и юань использовались в приграничной торговле. А началось все еще раньше: практически сразу же после выхода из состава СССР и обретения национального суверенитета Россия предложила Китаю создать необходимую правовую базу для увеличения роли рубля в международных расчетах.  
По мере того как, с одной стороны, развивались торгово-экономические отношения между двумя странами, а с другой, повышалась волатильность на мировом валютном рынке (особенно по паре доллар/евро), идея применения расчетов в национальных валютах становилась все популярнее. В течение 2010 года китайская и российская стороны активно обсуждали вопрос об установлении прямой котировки рубль/юань, в итоге достигнув решения проводить торги в валютной паре параллельно на двух площадках: Шанхайском межбанковском валютном рынке и Московской межбанковской валютной бирже. Как можно легко убедиться, это произошло задолго до создания интеграционного союза БРИКС. 
23 мая 2014 года на фоне острейшего с момента окончания «холодной войны» геополитического кризиса Россия и Китай договорились отказаться от доллара как средства расчета. При этом, как отмечали наблюдатели, как раз Россия до последнего момента колебалась, стоит ли это делать, но ключевую роль сыграли два факта: то, что нашей стране весной 2014 года угрожали мировой экономической изоляцией, и то, что Китай, несмотря на уговоры со стороны ЕС и США, отказался присоединиться к санкциям, тем самым продемонстрировав, насколько большое значение он придает финансовому и экономическому сотрудничеству с Россией. 
Было заявлено, что в торговых сделках между Россией и Китаем больше не будет использоваться американская валюта. Москва и Пекин давно намеревались положить конец доминированию доллара в глобальной экономике, а санкции, введенные западными странами против России, дали обеим странам хороший повод осуществить задуманное. Были заключены соглашения о валютных свопах для облегчения финансовых операций в регионах мира, то есть Банк России в качестве регулятора получил право выдавать кредиты своим банкам в юанях, и, соответственно, право кредитовать поднадзорные ему банки российской валютой получил Банк Китая. 
Соглашение о валютном свопе с Россией в размере 150 млрд юаней ($25 млрд) стало одним из шагов по реализации масштабного плана Китая, направленного на усиление роли юаня. Для России же это означало упрощение торгово-экономических отношений с соседней страной, которая, несмотря на пережитые в течение 2015 года встряски, по сей день остается одним из экономических лидеров мира. Кроме того, как подчеркивают эксперты, это соглашение позволило России активизировать сотрудничество и с другими странами, с которыми у Китая также заключены соглашения о валютном свопе. Среди них Австралия, Новая Зеландия, Бразилия, Сингапур, Гонконг, Таиланд, Аргентина, Малайзия и ряд других стран. 
Эксперты уверены, что в ближайшие годы экономическое партнерство между КНР и РФ будет становиться все более масштабным. Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов в интервью российским СМИ констатировал, что «...с Китаем лед тронулся, мы научились разговаривать с ними, они теперь лучше понимают нас, мы – их, и я могу сказать, что за два года доверие построено». КНР и Россию связывает участие во многих проектах, начиная с интеграционных союзов БРИКС и ШОС и заканчивая Азиатским банком инфраструктурных инвестиций и Фондом Шелкового пути».  

Поделиться:
 

Возврат к списку