Аналитика и комментарии

19 сентября 2016

Диджитализация всего банкинга?

А. ПУШКО, заместитель директора Банковского института Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»: «Инновации – это всегда протест, бунт против привычных технологий, и диджитализация – явление из того же разряда. Но вопрос в том, что не надо всем строиться дружными рядами и бежать в одну сторону; надо исходить из того, с какими клиентами работает тот или иной банк, и ориентироваться на их предпочтения и структуру их запросов»

NBJ № 6(147), 2016
«Банковские ИТ: время инноваций прошло, пришло время прагматизма?» стр. 36–43

 

Начало digital banking положила цифровая революция – бурное развитие сервисов, связанных с использованием интернета и цифровых технологий. В жизнь людей уверенно вошли различные мобильные устройства, и благодаря этому изменились каналы коммуникаций между банками и их клиентами. Новые поколения предпочитают осуществлять операции со своими банковскими счетами с помощью компьютеров, смартфонов и так далее. 
Для того чтобы убедиться в этом, достаточно привести некоторые цифры. Так, по результатам исследования Mobile Banking Rank 2015, 48%, или 17 млн, российских интернет-пользователей в возрасте от 18 до 64 лет, проживающих в городах с населением от 100 тысяч человек, пользовались по состоянию на конец 2015 года мобильным банкингом для частных лиц. За год (с конца 2014 года по конец 2015 года) количество пользователей мобильного банкинга для частных лиц в России выросло на 58%. При этом 75% пользователей мобильного банкинга пользуются только одним банковским мобильным приложением, 18% – мобильными приложениями двух банков. Результаты нового исследования – об изменении ситуации в 2016 году – будут опубликованы 21 сентября текущего года. Можно смело предполагать, что количество наших сограждан, совершающих банковские операции посредством мобильных устройств и мобильных приложений, еще возрастет. 
Это, конечно, не означает, что классический банкинг отмирает, а офисы перестают пользоваться спросом, – это значит, что в банковское дело привносятся новые черты, и финансово-кредитным организациям все чаще приходится конкурировать между собой на высокотехнологичном поле. 
Как это часто бывает, новый термин был воспринят на рынке неоднозначно. Кто-то решил, что речь идет о моде: раньше все говорили о SOA (сервис-ориентированной архитектуре), потом охотно рассуждали об облачных технологиях, затем – о «больших данных» и о диджитализации. Кто-то решил, что ларчик открывается просто: надо приобретать последние высокотехнологичные новинки, и банк можно будет назвать диджитализированным – в переводе на более приземленный язык передовым и современным.
Пожалуй, самое системное и емкое определение диджитализации дал главный управляющий директор Альфа-Банка Алексей Марей.
«Есть такой модный термин «диджитализация»: банки не могут оставаться архаичными. Им надо менять внутренние процессы. Если они хотят что-то поменять в клиентском опыте, то им надо менять себя. До сих пор многие банки – закрытые институты, которые плохо умеют сотрудничать, не понимают значения слова co-working – совместная работа над решением сложной задачи. Поэтому у них нет открытых API, поэтому у них архаичные системы, поэтому они не инвестируют во внутренние процессы, пытаясь фокусироваться на привлечении клиентов. И от таких банков клиенты будут уходить к молодым – более динамичным, более открытым, а самое главное, гибким».
В то же время ряд экспертов призывают относиться к теме «диджитализации» без фанатизма. Подлинная перестройка моделей бизнеса, подходов к его развитию – достаточно длительный и сложный процесс, который к тому же требует масштабного финансирования. И, что немаловажно, доля доходов банков, получаемых в результате предоставления ими высокотехнологичных услуг, не является сколь-нибудь существенной – во всяком случае, пока. Так что, возможно, это как раз тот случай, когда дорогу вперед не следует преодолевать прыжками.   

Поделиться:
 

Возврат к списку