Аналитика и комментарии

19 сентября 2016

Человеческий фактор, или происки «кротов»

Т. ЕФРЕМОВА, независимый эксперт: «Расстраивает сама формулировка вопроса «как можно выявить крота». Она показывает, что мы в вопросах расследования и предотвращения преступлений в сфере экономической безопасности банков «бежим за паровозом». Вряд ли кто-то нанимается на работу в банк сразу же с мыслью, что он будет воровать. Давайте скажем честно: выявлять надо не «кротов», а «узкие места» 
в системах безопасности и внутреннего контроля в банках»

NBJ № 13(141), 2015
«Как избежать убытков, спровоцированных мошенническими действиями 
заемщиков и сотрудников банков», стр. 94–97

 

«Крот в банке» – это не рассказ об одном из способов борьбы с вредителями полей и огородов, а явление, с которым периодически сталкиваются различные организации. Под этим термином подразумеваются сотрудники, которые поступают на работу, занимая при этом достаточно высокие места в иерархии организации, с тем чтобы нанести ей максимальный вред. Способы причинения вреда, как поясняют эксперты, могут быть разнообразными: хищение и передача конкурентам ценной для организации информации, слив персональных данных клиентов компании, распространение заведомо порочащих организацию сведений, срыв важных для нее сделок, создание препятствий для нормального функционирования ее информационных систем и т.д.
Но обычно возникает резонный вопрос: каждый ли, кто похож по своим действиям или последствиям этих действий на «крота», является «кротом» по своей сути? То есть всегда ли речь идет о сотруднике, внедренном в организацию недобросовестными конкурентами или перешедшем на сторону конкурентов уже в процессе работы? Или аналогичные действия могут предпринимать и другие люди с совершенно иной мотивацией?
Как признают банкиры, человеческий фактор является достаточно серьезным. Случались и случаются прецеденты, когда мстить организации начинали обиженные сотрудники, причем спектр обид тоже достаточно широк: от несправедливого, с точки зрения сотрудника, увольнения до отказа повысить зарплату, выплатить бонус, повысить по служебной лестнице и т.д. Естественно, что наиболее часто человеческий фактор проявляется в периоды всевозможных кризисов, поскольку банки вынуждены проводить как сокращение кадров, так и оптимизацию фонда оплаты труда. Кто-то из сотрудников обязательно остается недовольным подобными действиями, и риск заполучить «вредителя» возрастает.
При этом, как поясняют эксперты, наиболее опасны не недавно нанятые сотрудники, пусть даже и занимающие высокое положение в должностной лестнице, а специалисты, давно работающие в организации. В отличие от новичков, они имеют возможность изучить ее изнутри, найти слабые места, например в ее системах безопасности, и нанести точечные удары, которые дадут самый болезненный эффект. К тому же в данном случае в их пользу может сработать другой человеческий фактор: подозрение в первую очередь падает на новичков, а не на тех, кто, казалось бы, уже не раз демонстрировал лояльность к организации. 
Наиболее эффективными методами борьбы как с «кротами», так и с носителями человеческого фактора, по словам экспертов, являются следующие: создание системы экономической безопасности высокого уровня, четкое разделение функций и полномочий сотрудников, разграничение прав их доступа к различным системам. Борьба с отдельно взятыми «кротами» и «обиженными и угнетенными» не принесет положительных результатов, если не будут выполняться эти условия, поясняют специалисты.  
Эксперты призывают обращать внимание и на еще один аспект, когда речь идет о «кротах» или обиженных сотрудниках. Зачастую они могут уйти безнаказанными, потому что банки не рвутся обращаться в судебные инстанции с исками против них, да и предавать огласке факты совершения злоумышленных действий против них финансово-кредитные организации не хотят. Их можно понять, если учесть, что на кону оказывается один из самых ценных активов – репутация банка. Однако следует помнить, что у злоумышленников при определенном раскладе может возникнуть чувство безнаказанности.   

Поделиться:
 

Возврат к списку