Аналитика и комментарии

19 августа 2016

центр притяжения бизнеса сместился в регионы

На волне кризиса и тотального сокращения расходов многие эксперты давно пророчат филиалам банков нелегкие времена. И все же слухи о скорой смерти регионального банковского бизнеса сильно преувеличены, считают некоторые банкиры. Многое на местах определяют стратегия развития финансовой структуры и тот самый пресловутый человеческий фактор, без которого успех в любом бизнесе невозможен. Об этом и не только рассказала NBJ заместитель председателя правления Абсолют Банка Татьяна УШКОВА. 

NBJ: Татьяна, как мы знаем, в последнее время Вы отвечали в Абсолют Банке за развитие бизнеса в региональной сети, а значит, не понаслышке знаете о проблемах банков за пределами Садового кольца. Нужна ли акционерам, как раньше, широкая филиальная сеть или сейчас это скорее обуза для банков?

Т. УШКОВА: Как раз этот вопрос наши акционеры задавали топ-менеджерам Абсолют Банка, но не сейчас, а еще в 2014 году, прекрасно понимая, что в кризис ошибки обходятся в прямом смысле слова дороже. Решения надо принимать вовремя, просчитывая все риски турбулентности. В том числе надо делать своевременную перезагрузку бизнеса с поправкой на новые условия рынка. 

Теперь я знаю точно: нет никакого реального смысла в том, чтобы одним махом рубить с плеча региональную сеть в стремлении сократить издержки. Конечно, как и многие другие банки, в период неопределенности мы тоже серьезно размышляли, насколько широкая филиальная сеть – преимущество, а не лишний груз. И для того, чтобы ответить на этот вопрос, два года назад специально провели масштабную работу: проанализировали рентабельность всей офисной сети, поставив во главу угла эффективность работы каждой точки. Результатом этого процесса стала сеть нового, более легкого формата. При этом, что немаловажно, мы не только не ушли ни из одного региона присутствия Абсолют Банка – в 2015 году мы даже вышли в новый регион. При этом показатель cost income ratio – отношение расходов к доходам – в 2015 году по сравнению с 2014 годом уменьшился на 5,6%. 

NBJ: То есть эффективность повысилась из-за того, что вы вовремя переформатировали региональную сеть?

Т. УШКОВА: Не только. Это результат комплексного стратегического проекта «Перезагрузка» по всем трем направлениям бизнеса Абсолют Банка. В рознице мы приняли решение остаться в ипотечном бизнесе и усилить здесь свои позиции – войти в топ-3 банков в каждом из регионов, где мы работаем. Что касается премиального частного банковского обслуживания, то, несмотря на кризис, мы поставили цель войти в восемь регионов с VIP-офисами и сделали это меньше чем за полгода. На фоне других банков такая экспансия выглядела смело, но она себя оправдала полностью.

В корпоративном сегменте банк сместил акценты в сторону развития бизнеса в региональной сети. То есть формат сети в этой истории не определял, а отражал обновленные цели и задачи Абсолют Банка на ближайшие годы.

NBJ: То есть в кризис вам удалось сохранить прибыльность региональной сети?

Т. УШКОВА: Да, поскольку никому из банков сегодня не нужны убыточные подразделения. По результатам 2015 года 50% бизнеса Абсолют Банка сосредоточено в регионах. Это говорит о многом.

NBJ: Но в случае с федеральными банками региональными подразделениями, как правило, управляют из центра, то есть в принятии решений они все-таки не самостоятельны?

Т. УШКОВА: Такая система управления практикуется далеко не во всех банках, тем более в кризис, когда подход к управлению бизнес-процессами меняется зачастую кардинально. В нашем случае мы сделали ставку на сильных управляющих, лидеров, которые умеют и могут принимать верные решения на местах, а не сверять каждое движение с центром. Сейчас человеческий фактор важен как никогда. То, что в каждом регионе Абсолют Банк становится все более заметным, – во многом заслуга наших управляющих. Результаты работы это подтверждают.

NBJ: Но не вдруг же регионы вняли вашим ожиданиям и стали самостоятельными и результативными даже с сильными управляющими во главе? Каким образом удалось достичь результата?

Т. УШКОВА: Ничего не происходит «вдруг», речь идет о системной работе. Мы начали с того, что ввели в практику стратегические сессии руководства банка с регионами, куда раз в полгода приглашали всех управляющих. Их не просто хвалили или ругали. Первые лица банка обстоятельно и четко рассказывали, какие цели стоят, какие приоритеты, разбирали реальные практические кейсы, которые помогали понять, почему по результатам работы один филиал в лидерах, а другой – в отстающих. Теперь это стало нашей традицией. Бизнес в регионах в Абсолют Банке уже давно не чувствует себя на вторых ролях, когда ответственность за результат заведомо меньше уже потому, что решения принимают за тебя. У нас все по-другому. Теперь управляющие не просто отвечают за все три направления бизнеса у себя в регионе. На одной из таких стратегических сессий мы презентовали матрицу эффективности бизнеса, где рассказали о важности cost income в новых условиях рынка для дальнейшего развития банка. И не просто рассказали, а построили вокруг этого показателя прозрачную систему для последующей совместной работы: разобрали все расходы, которые несет банк, и то, как они аллоцируются на регионы. Мы обучили всю сеть, как оптимизировать существующие расходы, как управлять ими на местах, и процесс пошел: почти никто уже не искал виноватого где-то в центре.

Пример банка, где я координирую региональное развитие бизнеса, совершенно четко иллюстрирует утверждение, что банки сейчас будут идти по пути разумной оптимизации – четкой и 
продуманной.  

 

ДОСЬЕ

ТАТЬЯНА УШКОВА

Заместитель председателя правления, член правления Абсолют Банка. Курирует продажи и региональную сеть. 

Татьяна Ушкова в должности заместителя председателя правления отвечает за развитие и рост бизнеса по всем направлениям в региональной сети Абсолют Банка. Опыт работы в банковской сфере – 19 лет. 

Под ее руководством Абсолют Банк увеличил рост продаж банковских продуктов и усилил позиции в регионах. По итогам работы в 2014 году на церемонии награждения лауреатов XI всероссийской премии «Банковское дело» Татьяна Ушкова получила одну из высших наград – «Золотую корону» в номинации «За развитие ипотечного кредитования». 

Абсолют Банк также улучшил позиции в рейтинге ТОП-10 ведущих ипотечных банков России и поднялся на седьмое место, по данным компании «Русипотека». 

В 2015 году Абсолют Банк подтвердил высокую динамику развития на рынке ипотечного кредитования под руководством Татьяны Ушковой и был удостоен национальной премии «Финансовый Олимп» в номинации «Эффективное развитие на первичном рынке ипотеки». 

беседовала Софья Мороз
Поделиться:
 

Возврат к списку