Аналитика и комментарии

22 июля 2016

дорогу осилит идущий

Двадцать первый век принес миру период нестабильности и кризисов. Глобальная неустойчивость политической и экономической ситуации привела к турбулентности и волатильности на финансовых рынках. Противодействие ряда стран доминирующей позиции, диктату и политическому авантюризму США способствовало напряженности в дипломатических взаимоотношениях, а также перегруппировке региональных и мировых союзов, появлению «горячих точек» и межгосударственных и межрегиональных конфликтов, привело к тому, что рынки все больше «лихорадило». Все это не могло не подталкивать научные круги и экспертное сообщество к переоценке и переосмыслению существующих экономических и политических моделей построения общества, разработке и реализации новых, альтернативных, более стабильных и справедливых механизмов распределения ресурсов и активов.

В течение двадцатого века колониальная система была низложена, и большинство стран освободились от политического диктата западноевропейских стран, однако до сих пор большинство из них остаются связанными определенными обязательствами с бывшими метрополиями или зависимыми от новых старших партнеров. При этом ряд арабских стран, получив право самостоятельно распоряжаться своими значительными сырьевыми ресурсами, смогли построить экономические оазисы в пустыне, демонстрируя всему миру привлекательные фасады офисных зданий, развитую инфраструктуру и даже предметы роскоши. А часть стран (Йемен, Палестина, Ирак, Сирия, африканские страны) так и продолжают выполнять прежнюю роль, обслуживая глобальные корпорации, расплачиваясь своими сырьевыми и трудовыми ресурсами.

Сейчас, как никогда раньше, в условиях политической и экономической нестабильности, после серии серьезных финансовых кризисов мирового масштаба, после ряда революций в арабских странах, свергших прежние режимы, в момент, когда мусульманский мир фактически расколот на несколько лагерей, когда набирают силу воинствующие радикальные квазирелигиозные движения, арабскому миру пора переосмыслить свою стратегию развития, выработать единую позицию и создать детализированный план развития своих стран и регионов в целом.

В исламе четко определены понятия приемлемого и запретного (халяль и харам). Между этими двумя моральными полюсами существуют еще промежуточные понятия, но мы не будем их приводить в данной статье. Мораль и этика в экономических операциях с точки зрения ислама играет первостепенную роль, человек не является владельцем ни одного из активов, имеющихся в его временном распоряжении. Поэтому обращаться с фактически святым имуществом и ценностями надо рационально и справедливо по отношению к своим партнерам. 

Шариат категорически неприемлем к ссудным процентам (риба), ограничивает монополизацию, запрещает спекуляцию, повышенный риск (майсир) и неопределенность (гарар), не допускает аморальные виды доходов, в результате чего экономическая деятельность служит исключительно интересам общества, снимая напряжение от его естественного расслоения. 

Инструменты, основанные на партнерстве и принципах разделения прибыли и убытков, солидарной ответственности по рискам, укрепляют деловую дисциплину мусульманских предпринимателей, заставляя их более внимательно относиться к оценке рисков, проверке контрагентов, экономическим расчетам, договорным взаимоотношениям (мудараба, мушарака), служат улучшению деловой среды, большему доверию и справедливому перераспределению ресурсов. 

В реальности существует лишь несколько стран, которые предприняли попытку построить свою финансовую систему на исламских принципах. Это Судан, Иран и Пакистан. Полностью это получилось у первых двух государств. Остальные страны, не менее обеспеченные природными сырьевыми ресурсами, до сих пор используют западную финансовую модель, иногда в искаженной форме, что еще больше ухудшает их экономическое состояние, уязвимость и подверженность регулярным кризисам. 

Эксперты из известной российской бизнес-школы «Сколково» предлагают следующую классификацию стран, взвешивая значимость (долю активов исламских финансовых институтов в общем объеме активов национальной финансовой системы):

1.    Доминирующее положение занимают исламские банки в Иране и Судане (по 100% всех финансовых активов в стране), а также в Саудовской Аравии (55% финансовых активов). По прогнозам аудиторов, через три года доля исламских финансовых институтов здесь достигнет 70%.

2.    Значительной долей активов исламские банки владеют в Кувейте (30% активов), Катаре, Бахрейне (по 25% активов), Бангладеше, Малайзии (по 20% активов), ОАЭ (15% активов), Иордании (12% активов), Индонезии, Пакистане, Турции, Египте (менее 10% активов).

3.    Минимальную часть активов банковской системы имеют исламские банки европейских стран и республик СНГ (менее 1% активов финансовой системы).
 
Кроме того, не все опыты применения исламских финансов приводят к быстрому успеху даже в странах с преобладанием мусульман. Так происходит в среднеазиатских государствах СНГ – Киргизии, Казахстане, Узбекистане. Наличие необходимой законодательной системы и государственной поддержки не привело к созданию сети исламских банков. Обычно в каждой из республик действует не более одного исламского банка, который в основном обслуживает крупный корпоративный сектор.

Исламские финансы в России

В России проблематика, связанная с исламскими (этическими, партнерскими) финансовыми принципами и деятельностью, основанной на этих канонах, стала предметом обсуждения на всех уровнях с начала 2014 года. Вскоре экспертное сообщество не только определило законодательные, регулятивные, организационные, налоговые препятствия развитию исламских финансов во всех сегментах отечественного финансового сектора (в банковской системе, страховом сегменте и на рынке ценных бумаг), но и сумело убедительно доказать, что именно сейчас в интересах России необходимо последовательно эти препоны устранять. 

Одной из самых активных в этом отношении организаций стала созданная весной 2009 года Российская ассоциация экспертов по исламскому финансированию (РАЭИФ), которая совместно с Советом муфтиев России (СМР) не только предоставляет своих экспертов для участия в образовательных мероприятиях, семинарах, конференциях и форумах, но и осуществляет экспертную оценку юридических и финансовых документов в области исламских финансов. Именно благодаря работе ее экспертов были переведены на русский язык и опубликованы шариатские стандарты по многим основным исламским финансовым инструментам, созданные влиятельной международной организацией AAOIFI, и эта работа продолжается, поскольку стандарты пересматриваются и дополняются. Кроме того, РАЭИФ инициировала разработку поправок в законодательство Российской Федерации, снимающих правовые, регулятивные и налоговые барьеры на пути развития исламских финансов в банковском, страховом секторе и на финансовых рынках России.

Более того, нашлись сторонники развития исламской финансовой модели как в Комитете Государственной думы РФ по финансовому рынку, так и в национальном мегарегуляторе – Центральном банке РФ. Эти два органа (законодательный и регулятивный) приняли решение организовать рабочие группы (экспертную – в Госдуме ФС РФ и межведомственную по партнерскому банкингу – в Банке России). 

Практические операции, основанные на исламских финансовых принципах, в России стали осуществляться в середине 1990-х годов, причем компании были представлены на всех сегментах отечественного финансового сектора. 

Вторая волна практического интереса к исламским финансам в нашей стране стала проявляться после 2010 года. Некоторые компании, которые проводят операции, соответствующие шариату, показывают успешные результаты деятельности, стабильно развиваются, ставят перед собой амбициозные задачи и решают их. Есть примеры успешного функционирования финансовых домов «Амаль» в Казани и «Масраф» в Махачкале, товарищества на вере «ЛяРиба Финанс» в Махачкале, Татарстанской международной инвестиционной компании (ТМИК); есть опыт двух успешных сделок привлечения иностранных инвестиций со стороны банка «АкБарс» (г. Казань) с применением товарной мурабахи. Кроме того, ряд банков из Москвы, Уфы, Нижнего Новгорода эмитировали пластиковые карты с соблюдением принципов, соответствующих шариату.

Исламским финансам в современной России приходится пробиваться сквозь существующее до сих пор некое предубеждение и отрицательное восприятие всего, что касается «исламского». В этом повинны не только радикальные течения, прикрывающие свои деяния произвольно взятыми цитатами из исламских священных источников, но и леность ума некоторых наших соотечественников, не желающих разобраться в конфессиональных правилах мусульман. Есть и еще одна причина, препятствующая развитию исламских финансов, и она заключается в некоторой разобщенности, существующей в исламе. Частично она вызвана наличием пяти крупных правовых шариатских школ, иногда по-разному трактующих соответствие шариату того или иного явления или продукта. Исламские финансовые институты сталкиваются также с дефицитом квалифицированных сотрудников: требуются специалисты в шариате с финансовым опытом и финансисты, разбирающиеся в конфессиональных вопросах. Есть и другие трудности.

Рассматривая препоны, стоящие на пути становления исламской финансовой модели в Российской Федерации, отметим следующие крупные проблемы. 

■ Нет отдельной правовой базы, но есть законодательные запреты, входящие в противоречие с конфессиональными принципами, например обязательность вознаграждения за полученные финансовые ресурсы в виде заранее установленных безу-словных процентов (Гражданский кодекс РФ).
■ Нет государственных стандартов по аудиту, бухгалтерскому учету и отчетности.
■ Не установлен надзорный орган и не разработаны отдельные правила по расчетам рисков, достаточности капитала и другие регулятивные нормы.
■ Нет понимания экономического смысла исламских финансовых инструментов, поэтому применяются стандартные фискальные нормы налогообложения (несколько раз удерживается налог с одной сделки), особенно при использовании некоторых распространенных операций (сертификаты долевого участия – сукук и мурабаха).
■ Дефицит исламских финансовых институтов и инструментов, составляющих финансовую инфраструктуру. Это означает, что действующим исламским финансовым институтам трудно как привлечь, так и разместить активы, соответствующие шариату.
■ Финансовая неграмотность граждан, отсутствие доступной информации о возможности использования финансовых инструментов, не противоречащих этико-конфессиональным потребностям мусульман, дефицит доверия граждан к банкам как к рыночным институтам.
■ Дефицит квалифицированных специалистов, крайний недостаток соответствующих образовательных дисциплин и программ повышения квалификации в вузах России.
■ Боязнь и неприятие всего исламского, вызванное деятельностью лжеисламских радикальных террористических группировок.

Полагаю, что, несмотря на все трудности становления, исламские (партнерские) финансы – это константа. Они уже по крайней мере на протяжении пяти лет успешно применяются в разных регионах России, и именно сейчас пришла пора государственным властям при поддержке экспертного сообщества создать законодательную, регулятивную и организационную структуру, стимулирующую их деятельность.    

текст Ильяс ЗАРИПОВ, кандидат экономических наук, советник правления Банковской группы ЗЕНИТ, эксперт РАЭИФ
Поделиться:
 

Возврат к списку