Аналитика и комментарии

19 июня 2016

«Мой брокер» – продукт для банков и их клиентов

Классический банковский бизнес уходит в прошлое, и финансово-кредитные организации проявляют повышенный интерес к нестандартным решениям, использование которых позволило бы им повысить как лояльность клиентов, так и комиссионные доходы. О том, как может помочь банкам приложение «Мой брокер», созданное брокерской компанией БКС, рассказал в интервью NBJ управляющий компанией Андрей АЛЕТДИНОВ.

NBJ: Андрей Газитянович, расскажите, пожалуйста, когда было разработано приложение «Мой брокер» и каковы были причины его создания.

А. АЛЕТДИНОВ: Сама идея разработки приложения возникла давно, но разработано оно было в прошлом году. Главную причину я бы сформулировал так: мы хотели дать частным лицам, не очень опытным в инвестировании, возможность зайти на финансовый рынок и уверенно производить там операции с различными инструментами: валютами, ценными бумагами и т.д. 

По мере развития интернет-технологий люди все больше привыкают с помощью двух кликов совершать операции, или получать необходимую им информацию, или подключаться к интересующим их приложениям, и т.д. Это подвигло нас к тому, чтобы разработать и предложить им эргономичное, простое как в установке, так и в дальнейшем использовании решение. 

NBJ: Казалось бы, во время кризиса люди должны проявлять повышенную осторожность и избегать высокорискованных операций. Или на деле все обстоит иначе?

А. АЛЕТДИНОВ: Наши опросы и наблюдения свидетельствуют о том, что все обстоит иначе. После кризиса-2008 ситуация на финансовом рынке довольно быстро стабилизировалась, уровень волатильности на нем снизился, и это повлекло за собой снижение интереса к нему. Напротив, когда начались известные события на Украине, этот интерес снова возрос. Люди стремятся заработать, «заснувший» рынок не создает условий для этого, а рынок с высоким уровнем волатильности – как раз идеальное место для достижения этой цели. Поэтому для нас нет ничего удивительного в том, что именно прошлый год стал для БКС рекордным и по объемам операций, которые проводили наши клиенты, и по количеству клиентов, открывавших счета, и по выручке, и по размеру активов, переданных под управление БКС. 

NBJ: Это, если можно так выразиться, сторона клиентов – физических лиц. А на что могут рассчитывать банки, которые заключают партнерские соглашения с БКС?

А. АЛЕТДИНОВ: Прежде всего я хочу отметить, что никому из банков мы ни в коем случае не навязываем свое приложение. Мы предоставляем им возможность написать свою интернет-платформу для торговли на рынке через наше приложение и получить тем самым доступ ко всему спектру операций, которые может осуществлять БКС. Более того, на тех же условиях мы взаимодействуем и с небанковскими компаниями, обслуживающими большое число физических лиц.

Теперь что касается ответа на Ваш вопрос. Я уже говорил о том, что, с одной стороны, банкам уже невыгодно наращивать свои депозитные базы, а с другой стороны, они, конечно, не заинтересованы в том, чтобы терять клиентов. И периодически складывается ситуация, в которой срок действия депозитного договора истекает, клиент приходит в банк и спрашивает, что тот может ему предложить. Просто пролонгировать договор по более низкой ставке? Вряд ли такое предложение может рассматриваться как привлекательное. Клиент в этом случае либо заберет свои средства и уйдет, либо останется, но сомнительно, что его лояльность к финансово-кредитной организации при этом возрастет.

NBJ: И выход в том, что...

А. АЛЕТДИНОВ: Выход – предложить ему в качестве альтернативы доступ к финансовому рынку и к тому набору продуктов, который этот рынок предоставляет. При этом должен сказать, что этот набор у нас шире, чем это может показаться на первый взгляд. Дело не ограничивается тем, что клиент получает доступ к биржевым площадкам. Мы предлагаем ему операции с достаточно сложными, структурными финансовыми инструментами, например, с нашими нотами.

NBJ: Поясните, пожалуйста, что имеется в виду.

А. АЛЕТДИНОВ: В течение последних лет очень популярны и выгодны операции с еврооблигациями. Доходность по ним в 1,5–2 раза выше, чем доходность по вкладам, но, с другой стороны, не все готовы их приобретать, потому что не хотят «сидеть» в одной валюте – долларах или евро. Мы предлагаем клиентам покупать наши структурные инструменты, включающие в себя, например, еврооблигации Сбербанка и валютный своп. Операции с нотами очень выгодны – конечно, при условии, что клиенты профессионально ими управляют, и априори понятно, что эти инструменты предназначены для людей, управляющих достаточно большими суммами.

NBJ: Я слышала, что в рамках приложения «Мой брокер» есть такая опция, как консультации экспертов и формирование оптимального портфеля для новичков.

А. АЛЕТДИНОВ: Я не могу сказать, что такие опции работают в настоящее время, но мы идем как раз в этом направлении. Впрочем, наши клиенты уже сейчас очень высоко оценивают функциональность приложения и возможности, которые им предоставляет подключение к нему. Они сразу же после подключения видят, сколько у них на счете денег, как движутся котировки финансовых инструментов, как меняется структура инвестиционного портфеля, какова его доходность за определенный период. 

NBJ: Вернемся к банкам. То, что у них появляется возможность предложить клиентам альтернативные способы сбережения и увеличения средств, прекрасно, но есть ли в этом вопросе выгодная финансовая сторона для банков? 

А. АЛЕТДИНОВ: Вы правы, тут есть и финансовая сторона. У нас есть «продуктовая фабрика» и большое количество клиентов, которые приобретают в ее рамках те или иные продукты. Если мы занимаемся их обслуживанием сами, то мы вынуждены оплачивать свои филиалы, содержать большой штат сотрудников, рассказывающих клиентам о преимуществах того или иного продукта, консультантов, маркетологов и т.д. 

Иными словами, все это наши операционные расходы. Когда клиенты заходят к нам через партнеров – в данном случае через банки, установившие приложение, – то все вышеперечисленные операционные расходы ложатся на финансово-кредитные организации.  Мы с учетом этого делимся с ними комиссией, которую платит нам клиент. В финансовом выражении это составляет вполне приличные суммы, а банки сейчас очень заинтересованы в наращивании своих комиссионных доходов. 

NBJ: Уже известно, что БКС заключил партнерское соглашение с Тинькофф Банком. Как обстоят дела с другими финансово-кредитными организациями, ведете ли Вы с ними переговоры?

А. АЛЕТДИНОВ: Безусловно. И я должен сказать, что мы видим с их стороны интерес к нашему предложению. Конечно, банки банкам рознь: кто-то из них более технологичен и отзывчив ко всему новому, кто-то более консервативен и осторожен. Но общий тренд – и мы это видим даже по тому, как продвигаются переговоры, – один: кредитным организациям придется расширять свои продуктовые линейки, потому что клиенты становятся все более требовательными и взыскательными. 

NBJ: Есть ли на рынке другие приложения, аналогичные «Моему брокеру»?

А. АЛЕТДИНОВ: Признаюсь честно, мы не видим на рынке чего-то сопоставимого с нашим приложением. Это, на мой взгляд, объясняется не тем, что другие участники рынка не улавливают тенденцию, – просто у БКС продуктовая линейка исторически является наиболее широкой. Достаточно сказать, что мы работаем на рынке уже 20 лет и каждая третья сделка на Московской бирже совершается клиентом «БКС Брокер». Выше я рассказывал Вам о структурных продуктах – так вот, я могу без всякого преувеличения сказать, что аналогичных продуктов никто клиентам не предлагает. В этом смысле мы действительно являемся пионерами. 

NBJ: Собираетесь ли Вы дальше развивать «Мой брокер», расширять его функциональность, вводить дополнительные опции для клиентов и партнеров?

А. АЛЕТДИНОВ: Мне не хотелось бы рассказывать о том, над чем конкретно мы работаем в данный промежуток времени; пусть это станет и для клиентов, и для партнеров приятным сюрпризом. Но я могу Вас заверить, что работы над расширением функциональности приложения у нас расписаны на полгода вперед. Такое отношение к «Моему брокеру» вполне закономерно: мы рассматриваем его как один из наших ключевых продуктов, и мы уверены в том, что и количество его пользователей, и интерес к нему будут только возрастать.   

Поделиться:
 

Возврат к списку