Аналитика и комментарии

06 мая 2015

экспертиза «Диасофт»: как банкам сократить расходы на организацию электронного взаимодействия с госведомствами

Сегодня одной из актуальных и обсуждаемых тем является организация и автоматизация электронного документооборота между банками и государственными ведомствами. Внедрение электронного взаимодействия с госорганами способно избавить кредитные организации от рутинной работы, повысить эффективность деятельности и снизить расходы. Банки, которые выбрали промышленные решения для взаимодействия с госорганами, сделали верный стратегический шаг – долгосрочную перспективу развития коммуникации с государством способно обеспечить только цельное решение с гарантированным будущим.

О вопросах организации электронного взаимодействия между банками и государственными ведомствами и автоматизации этой деятельности с помощью промышленного решения рассказал в интервью NBJ руководитель продукта «Взаимодействие с государственными органами» компании «Диасофт» Алексей ЕФИМОВ. 

NBJ: Алексей, насколько остро стоит перед банками вопрос обеспечения электронного информационного взаимодействия с органами исполнительной власти?

А. ЕФИМОВ: Для банков подключение к СМЭВ – это уже пройденный этап. Сегодня перспективной задачей для финансовых организаций становится получение доступа к различным электронным сервисам посредством канала СМЭВ. Информация, которая может быть получена через СМЭВ, полезна и интересна банкам при работе с клиентами, но, к сожалению, количество доступных электронных сервисов на сегодняшний день ограничено. В полную силу работает сервис ГИС ГМП и ФССП. В прошлом году в свете вступления в силу Указания Банка России от 21.01.2014 № 3179-У популярность приобрел сервис ФМС, но он так и не заработал в промышленной эксплуатации. Банки ждут электронного сервиса ФНС (сейчас он реализован минимально), ПФР, ФНП, ФТС и других.
Два года назад сервис ГИС ГМП сработал как спусковой механизм, проложив дорожную карту для организации электронного взаимодействия между банками и Федеральным казначейством.

Несомненно, здесь важную роль сыграло довольно жесткое законодательное регулирование этого процесса со стороны Банка России. Финансовые организации были вынуждены пройти сложный путь подключения к СМЭВ и ГИС ГМП во избежание санкций со стороны регулятора. Но дальнейшего активного развития электронных сервисов не последовало, возможно, это связано со смягчением характера законодательного регулирования в данной области.

На сегодняшний день драйвером в использовании канала СМЭВ может выступить Единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА), которая позволит банкам получить ряд удобных сервисов, в том числе возможность упрощенной идентификации клиентов. СМЭВ в данном случае выступает проводником информации.

NBJ: С какими проблемами, по Вашему опыту, сталкиваются банки при организации этого взаимодействия?

А. ЕФИМОВ: Технически само по себе подключение к новым электронным сервисам – процесс несложный, но организационно и методологически мало проработанный. Банки и рады бы настроить электронное взаимодействие с сервисами государственных ведомств, получать дополнительную информацию, но пока полученные результаты не оправдывают усилий, затраченных на подключение к вышеупомянутым сервисам.

NBJ: Какие требования банки предъявляют к ИТ-решениям для автоматизации процессов электронного взаимодействия?

А. ЕФИМОВ: Одним из основных требований, предъявляемых к таким ИТ-решениям, является стабильность и отказоустойчивость работы. Продукт должен работать в режиме 24/7, не требуя пристального ухода за собой. Решение для взаимодействия с госорганами – это транспортный адаптер, который должен правильно отправить и получить информацию, то есть должен обладать свойством гарантированной доставки. В случае возникновения каких-либо сбоев в работе система должна проинформировать администратора об инциденте в целях быстрого восстановления работоспособности. Сегодня к нам часто обращаются банки для замены продукта, установленного другими вендорами и на скорую руку. Решение, разработанное специалистами компании «Диасофт», интегрировано с АБС, что обеспечивает онлайн-взаимодействие в рамках единого потока данных и гарантирует своевременную отправку и получение информации из госведомства. Для крупных многофилиальных банков актуальна задача масштабируемости решения, что также реализовано в предложении «Диасофт».

NBJ: В чем заключаются главные конкурентные преимущества решения компании «Диасофт» для взаимодействия с госорганами по сравнению с аналогичными решениями, предлагаемыми другими компаниями-разработчиками?

А. ЕФИМОВ: Компоненты решения «Взаимодействие с госорганами» разработаны не только для выполнения требований регулятора, но и для возможности получения банками бизнес-выгоды. Например, компонент для взаимодействия с ГИС ГМП интегрирован в решение FLEXTERA Online, что позволяет пользователям осуществлять переводы в бюджет быстро и удобно. В интернет-банке клиент может просмотреть информацию о задолженности, проверить статус заявок на перевод.

Компонент для взаимодействия с ФССП позволяет банку не только организовывать обязательный электронный обмен с судебными приставами, но и формировать запросы со своей стороны. Полученная из ФССП информация дает возможность минимизировать риски, к примеру, в процессе кредитования.

Компоненты решения компании «Диасофт» для взаимодействия с госорганами поставляются с преднастроенными бизнес-процессами, интегрированными с системой DiasoftFA#, продуктами FLEXTERA и внешними API для встраивания решения в любой ИТ-ландшафт, в том числе интеграции с интернет-банками, терминалами самообслуживания, мобильными устройствами и т.д.

NBJ: Проиллюстрируйте, пожалуйста, на конкретном примере, какие плюсы получает банк, использующий данное решение при организации взаимодействия с госорганами.

А. ЕФИМОВ: Один из наших клиентов – крупный российский банк, входящий в TOП-20 по величине активов, – установил компонент для взаимодействия с ФССП и тиражировал его на филиалы. Поток запросов в кредитную организацию со стороны судебных приставов составлял десятки тысяч документов в неделю при пиковых нагрузках. Настройка решения в стопроцентно автоматическом режиме позволила банку на 90% сократить расходы на обработку входящего потока этой информации. Мониторинг режима работы решения осуществляет один ИТ-специалист, на периодической основе бизнес-специалист снимает данные и сверяет их с ФССП, все остальное система делает автоматически, без привлечения дополнительных человеческих ресурсов. Сейчас этот банк существенно укрупняется, и принято решение масштабировать систему взаимодействия с ФССП на все новые подразделения.

Сокращение затрат – также один из драйверов при выборе кредитными организациями решения для настройки процессов электронного документооборота. Если по такому же принципу начнут работать и другие ведомства, к примеру ФНС России, то можно только представить, насколько сократятся расходы банков по выполнению требований положений Банка России № 365-П, № 311-П.

NBJ: Насколько доступным является решение компании «Диасофт» для банков?

А. ЕФИМОВ: Все компоненты решения «Взаимодействие с госорганами» поставляются в коробочном варианте – они стоят недорого и доступны для любых банков. Тем более что при расчете стоимости решения для конкретного банка используются градации по документообороту, что позволяет снизить стоимость решения для финансовой организации с небольшим количеством обрабатываемых документов. Также стоит отметить, что затраты на приобретение решения, его внедрение и последующее сопровождение в годовой перспективе существенно ниже тех затрат, которые банки несут, взаимодействуя с государственными ведомствами в ручном режиме.

беседовала Софья Мороз
Поделиться:
 

Возврат к списку