Вход
Мы в социальных сетях

Аналитика и комментарии

10 октября 2014

принцип успеха

Е. ЗАКРЕПИН: «При разработке любых проектов мы исходим из того, что наша цель – создать банку прибыль. Это значит помочь ему либо повысить его доходы, либо снизить его расходы»

A A A

Несмотря на то что российским кредитным организациям приходится в этом году работать в сложных условиях, их интерес к высоким технологиям не ослабевает. О том, какие информационные технологии сейчас интересны банкам, о решениях, призванных защитить финансово-кредитные организации от атак мошенников, и о конкурентных преимуществах компании «Техносерв» рассказал в интервью NBJ первый вице-президент компании «Техносерв» Евгений ЗАКРЕПИН.

NBJ: Евгений, расскажите, пожалуйста, какие ИТ-решения сейчас востребованы российскими банками и чем, с Вашей точки зрения, объясняется повышенный спрос именно на них?

Е. ЗАКРЕПИН: Отвечая на Ваш вопрос, пойду от общего к частному и назову основные тенденции, которые сейчас оказывают влияние на формирование спроса на те или иные ИТ-решения.

Первое, что нужно отметить, – вполне закономерно, что покупательская активность снизилась и на этом фоне усилилась конкурентная борьба между компаниями – разработчиками ИТ-решений. В то же время банки продолжают проявлять интерес к системам хранения данных, ЦОД, системам мониторинга, биометрии и т.д. Несмотря на то что сейчас все компании пытаются экономить (банки здесь не являются исключением), средства на реализацию подобных проектов выделяются.

NBJ: Биометрия действительно все чаще упоминается в перечне решений, которые пользуются у банков высоким спросом. На первый взгляд, вполне логично, что финансово-кредитные организации, стремясь минимизировать потери от мошенничеств, осознают важность и нужность этого способа идентификации клиентов. Но на практике, насколько нам известно, подобные решения пока приобретаются не слишком часто. С чем это, с Вашей точки зрения, связано?

Е. ЗАКРЕПИН: Для того чтобы любой продукт начал пользоваться спросом, заказчики должны оценить и объемы инвестиций, и выгоды для бизнеса, и сроки окупаемости. Недостаточно просто сказать: биометрия – один из наиболее динамично развивающихся сегментов идентификации, за ним будущее. Вспомните, как в свое время говорили про CRM: все банкиры признавали, что системы управления отношениями с клиентами – очень важный и нужный инструмент повышения эффективности бизнеса. Однако дальше констатации этого факта дело не шло, потом несколько банков внедрили подобные системы, а теперь вряд ли можно отыскать крупную финансово-кредитную организацию, которая не имеет CRM.

NBJ: Вы хотите сказать, что количество должно перейти в качество? Банки сначала признают важность того или иного решения, потом дожидаются, когда его кто-нибудь «обкатает», и только после этого начинают внедрять его сами?

Е. ЗАКРЕПИН: Вот именно, рынок созрел для CRM. Мы сейчас видим, что биометрия динамично развивается в том же направлении. По данным Transparency Market Research, до 2019 года рынок биометрических технологий будет расти более чем на 20% в год. При этом основными заказчиками подобных решений, как прогнозируют эксперты Transparency Market Research, будут банки и кредитные учреждения, поскольку биометрия является для них не просто инструментом службы безопасности, а полноценным элементом сложного механизма управления рисками и противодействия мошенничеству.

NBJ: Компании «Техносерв» есть что предложить российскому банковскому рынку в данной сфере?

Е. ЗАКРЕПИН: Конечно. При этом принципиально важно то, что у нас есть не просто собственные уникальные разработки, но и экспертиза. Так, мы уже реализовали проект интеграции системы распознавания лиц с централизованной автоматизированной системой рассмотрения кредитных заявок Сбербанка России. Легко представить масштаб этого проекта, ведь речь идет о финансово-кредитной организации, осуществляющей десятки тысяч транзакций в день и располагающей колоссальной клиентской базой! У банка было жесткое условие в отношении скорости получения ответа по идентификации – несколько секунд при одновременной работе системы с почти десятком баз. Для достижения такого результата нашей команде пришлось погрузиться не только в бизнес-процессы финансового института, но и в математику процесса распознавания.

В результате нами был достигнут, на мой взгляд, более чем впечатляющий результат – более 1,5 млн сравнений на одном процессоре в секунду. И еще важный момент: идентификация личности клиента становится возможной без физического контакта человека с устройством. Посетителю нужно только пройти мимо видеокамеры или задержаться на минуту в поле ее обзора – этого будет достаточно для идентификации. В таком случае у клиента не возникает неприятного осадка, что банк ему по какой-то причине не доверяет.

NBJ: Насколько мне известно, у компании «Техносерв» есть несколько решений в области биометрии, объединенных в комплекс «Каскад». Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом комплексе.

Е. ЗАКРЕПИН: Комплекс «Каскад» включает в себя специализированные продукты для банковского сектора, обеспечения общественной и транспортной безопасности и т.д. Каждая такая система является отдельным, законченным решением, но технологическая платформа, лежащая в основе всех продуктов, едина. Поскольку она является собственной разработкой компании «Техносерв» (первой полностью отечественной разработкой в данной отрасли), каждая из наших биометрических систем может быть адаптирована с учетом специфики конкретного заказчика. Например, одно из недавних решений на базе системы «Каскад-Поток» – автоматизированная информационно-поисковая система Kaskad-ATM, которая предназначена для предотвращения мошенничеств с картами в банкоматах.

NBJ: Задача обеспечения защиты информации о клиентах неразрывно связана с задачей организации центров хранения и обработки данных. Какие требования выдвигают сейчас финансовые институты к ЦОД и насколько этим требованиям отвечают предложения компании «Техносерв»?

Е. ЗАКРЕПИН: Для нас сфера ЦОД – одна из ключевых компетенций. В портфолио «Техносерв» – создание дата-центров для «Технопарка-Мордовия» (это первый в России ЦОД, сертифицированный по категории Tier 4 Design Documents), «Аэрофлота», Промсвязьбанка, главного вычислительного центра РЖД, «Tele2 Россия», ФМС России, розничной сети «Магнит».

Также в портфеле компании есть такая услуга, как решение для контроля инфраструктуры ЦОД (Data Center Infrastructure Management, DCIM). Это программно-аппаратный комплекс, позволяющий обеспечить визуализацию ИТ-инфраструктуры: от размещения ИТ-оборудования до мониторинга электроэнергии и охлаждения. Это крайне полезное решение в тех случаях, когда банк стремится не только контролировать ландшафт ЦОД, но и оценивать масштабируемость и загруженность в любом временном горизонте планирования.

NBJ: Мода на рынке ИТ – вещь переменчивая. До недавнего времени на слуху были облачные решения, теперь банковские эксперты говорят о необходимости обеспечения тестовых сред, мониторинга ИТ-инфраструктуры и проведения нагрузочных испытаний. С чем это, по Вашему мнению, связано?

Е. ЗАКРЕПИН: В первую очередь с тем, что любой серьезный бизнес сегодня зависим от ИТ и руководство банков прекрасно понимает: без использования передовых технологий невозможно ни развитие кредитных организаций, ни удержание их позиций на рынке, ни обеспечение лояльности клиентов. Сейчас достаточно напряженный период: любые сбои в работе банка – будь то выход из строя нескольких его банкоматов или отказ информационных систем – могут породить волну негативных слухов. Поэтому неудивительно, что банки уделяют все больше внимания вопросам бесперебойности работы ИТ-инфраструктуры, которую можно обеспечить с помощью тестовых сред.

NBJ: Вы создали тестовый комплекс в банке ВТБ24. Не могли бы Вы рассказать подробнее, как работают тестовые среды на практике?

Е. ЗАКРЕПИН: Создается инфраструктурная среда, которая во многом повторяет (правда, конечно, в меньшем масштабе) действующую ИТ-инфраструктуру банка. В этой среде тестируется, например, новый релиз того или иного решения либо несколько прикладных задач одновременно. Причем цель не только в том, чтобы проверить, насколько качественно работает новое решение, но и в том, чтобы понять, насколько оно дружественно по отношению к другим банковским системам, не возникает ли сбоев при их взаимодействии. Если все нормально, то осуществляется перенос прошедшего испытание релиза в действующую инфраструктуру банка.

Другой пример, подтверждающий важность создания тестовых сред, – проведение нагрузочных испытаний. В рамках таких испытаний проверяется, способна ли банковская система работать без сбоев и перерывов в условиях пиковых нагрузок и насколько она масштабируется с ростом числа клиентов и транзакций.

NBJ: Давайте вернемся к вопросу о мониторинге ИТ-инфраструктуры. Теоретически крупный банк способен обеспечивать его собственными силами. Преимущество привлечения внешнего подрядчика в том, что свежий взгляд лучше?

Е. ЗАКРЕПИН: Аутсорсинг, конечно, непростой вопрос. С одной стороны, я понимаю, что банкиры хотят иметь все свое: и программное обеспечение, разработанное их специалистами с нуля, и команду, выполняющую ИТ-мониторинг. Но, с другой стороны, в этом случае неизбежно возникает риск оказаться зависимым от собственных сотрудников, и, как показывает практика, преодолеть эту зависимость очень сложно.

Поэтому вопрос априори шире: банки должны решать, готовы ли они «выращивать» ИТ-специалистов по всем направлениям для внедрения и поддержки всех ИТ-систем, или им выгоднее нанимать внешних подрядчиков для мониторинга ИТ-инфраструктуры? Понятно, что каждая финансово-кредитная организация решает этот вопрос по-своему, но практика показывает: по мере усложнения бизнеса банки все больше склоняются ко второму варианту.

NBJ: Вернемся к началу нашей беседы. Российским банкам сейчас приходится работать отнюдь не в тепличных условиях. Естественно, они стремятся к тому, чтобы, с одной стороны, приобретать передовые технологии, а с другой – минимизировать риски. Поэтому особенно важно, насколько комфортно кредитной организации работать с поставщиком ИТ. В чем, с Вашей точки зрения, в данном контексте преимущества компании «Техносерв»?

Е. ЗАКРЕПИН: Для любого банка важно, чтобы сотрудничество с поставщиком ИТ-услуг создавало прибыль. Другими словами, в результате этого сотрудничества должны либо расти доходы кредитной организации, либо снижаться ее издержки. Практика показывает, что использование и внедрение разработанных нами решений позволяет добиться данных целей.

NBJ: Тогда должен быть какой-то секрет успеха.

Е. ЗАКРЕПИН: Он прост: при внедрении любых продуктов и решений – будь то биометрические системы, тестовые среды или центры обработки данных – надо исходить из принципа, который я озвучил ранее: стремиться создать для банка прибыль.

Безусловно, дополнительным конкурентным преимуществом для интегратора становится опыт работы и экспертиза на нескольких вертикальных рынках. Например, решения, разработанные для телекоммуникационных компаний можно адаптировать под потребности банковских организаций. Практика «Техносерва» подтверждает это: имея большой опыт по созданию тестовых сред для операторов связи, мы успешно применили свои наработки при реализации аналогичного проекта в ВТБ24.

NBJ: Это логично: операторы связи, как и банки, нуждаются в том, чтобы их ИТ-инфраструктура работала как часы, чтобы риск перебоев или остановки тех или иных систем был сведен к нулю.

Е. ЗАКРЕПИН: Именно так. Понимая, что ключевые бизнес-задачи на всех вертикальных рынках во многом схожи, мы адаптируем лучшие практики работы с ИТ-инфраструктурой с учетом отраслевой специфики и внедряем передовые технологии в организациях из разных отраслей. Таким образом, компания «Техносерв» не ограничена рамками работы в конкретном сегменте рынка, и именно гибкость, профессионализм и глубокое понимание потребностей заказчиков позволяют нам предлагать каждому клиенту оптимальные решения для развития бизнеса. Диверсификация портфеля решений и активное развитие отраслевых экспертиз обеспечивают «Техносерву» мощное конкурентное преимущество, которое мы используем на благо каждого заказчика. 

Всего проголосовало: 0

0.0

беседовала Анастасия Скогорева
Поделиться:

Комментировать могут только зарегистрированные пользователи

Новости банков и компаний

СК «Ингосстрах-Жизнь» оценила промежуточные результаты работы инвестиционной стратегии «Сбалансированный рост»
«Балтийский лизинг» в топ-5 по числу сделок за 6 мес. 2019 г.
В связи с предстоящей обязанностью расчета ПДН, НБКИ вводит новый тарифный план без абонентской платы для небольших микрофинансовых организаций
Президент СРО НФА Василий Заблоцкий получил премию «Репутация»

Календарь мероприятий

Сентябрь, 2019
««
«
Сегодня
»
»»
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30
Ближайшие мероприятия