Аналитика и комментарии

29 марта 2013

убрать или сохранить стены?

Национальный Банковский Журнал предложил экспертам ответить на вопросы: позволит ли создание мегарегулятора устранить стены между различными сегментами на финансовом рынке, будет ли это в перспективе способствовать повышению интереса населения к небанковским видам финансовых услуг?

Российский биржевой союз
Анатолий ГАВРИЛЕНКО, президент

Я не уверен, есть ли сейчас эти стены. Различные бизнесы каким-то образом между собой общаются, сотрудничают, развиваются. Крупные компании образуют холдинги, в которые входят все сегменты финансового рынка. Вопрос в надзоре. Банки регулируются одним регулятором, страховой бизнес вместе с брокерским - другим. Не знаю, хорошо ли это.

Но единое регулирование, по большому счету, не самоцель. Есть, например, регулирование алкогольной продукции, его не пытаются совместить с регулированием транспорта. Я не знаю, нужно ли объединять надзорные функции. Если оглядываться на мировой опыт, то мы увидим, что в Америке срочный рынок регулируется отдельно, там есть специальная комиссия по регулированию деривативов. У нас же этим вообще никто толком не занимается, и надо это направление разрабатывать.

На мой взгляд, все зависит от того, как будет реализована идея создания единого регулятора. Неизвестно, как это будет сделано, ведь до сих пор нет никакой концепции мегарегулятора - есть только желание объединять, и есть политическое решение на этот счет. Мне это решение не кажется продуманным. Нужно было бы «нарисовать» концепцию, разобрать ее, утвердить и на ее базе начать выстраивать мегарегулятор. У нас же все наоборот. До конца 2014 года все отдадут Центральному банку, а затем уже начнут выстраивать какие-то правила, и все это без теоретической документированной базы. Таким образом что-то строить неправильно.

В любом случае создание единого мегарегулятора не будет способствовать повышению интереса населения к небанковским услугам. Спросите любого гражданина, как регулируется, например, продажа мяса или молока. Может быть, про продукты люди худо-бедно в курсе, но про финансовое регулирование они ничего не знают. Все зависит только от того, каким будет регулирование, а это, повторюсь, никому не известно. Следовательно, невозможно строить какие-то прогнозы о том, как это скажется на конечном потребителе финансовых услуг.

Российский союз промышленников и предпринимателей
Виктор ПЛЕСКАЧЕВСКИИ, вице-президент

Устранять стены необходимо, потому что это препятствие на пути потоков капитала. А препятствия несут в себе издержки, в совокупности ложащиеся на рынок бременем, которое не позволяет ему нормально развиваться. Следовательно, устранение стен - единственный выход, позволяющий синхронизировать регулирование отдельных сегментов. Другое дело, когда это возможно будет сделать, какими усилиями и как. Потому что пока простое механическое соединение всех бирж, пенсионных фондов, а впоследствии страхования к качественным изменениям в финансовом сегменте не привело.

У нас есть целая группа однородных по существу субъектов - институциональные инвесторы: инвестиционные фонды, страховые компании и пенсионные фонды. Никто не может объяснить, почему эта группа разделена на три, и никто не пытается регулировать эти фонды одними и теми же инструментами. Контроль за порядком размещения активов в разных случаях даже называется по-разному. А получилось так из-за того, что в начале 1990-х годов инвестиционные фонды оказались в компетенции Федеральной комиссии по ценным бумагам, и она начала строить регулирование этих институтов в соответствии с западной практикой. Пенсионные фонды оказались у Минтруда, и оно начало выстраивать регулирование согласно своим представлениям. Страховые фонды были у Минфина, который тоже начал «от своей печки». В итоге появились эти перегородки, хотя, по существу, разные сегменты финансового рынка - это переливающиеся сосуды, никаких стен там не должно быть, а если они и нужны, то минимальные.

В мире нет прецедентов, чтобы различные сегменты существовали так обособленно, как в России. Мы говорим о международном финансовом центре, а я утверждаю, что он невозможен без единого регулятора. Но самое главное, чтобы мегарегулятор не просто носил это название, а действительно убирал перегородки.

Интерфакс-ЦЭА
Михаил МАТОВНИКОВ, генеральный директор

Цель устранить стены не ставится. Дело в том, что эти перегородки между различными сегментами финансового рынка желательно в некотором смысле поддерживать. Мировой опыт показал, что очень опасно, когда происходит чересчур сильное смешение, например, инвестиционного бизнеса и традиционного коммерческого, когда инвестиционные банки начинают играть деньгами вкладчиков.

Вопрос создания мегарегулятора, на мой взгляд, не в том, чтобы стены были снесены, а в том, чтобы за всеми сегментами надзор осуществлялся на должном уровне. У нас есть хорошо регулируемые секторы, пользующиеся высоким доверием общественности, а есть плохо надзира-емые области. Есть на финансовом рынке и практически не регулируемые секторы, к которым и доверия мало, и роли они никакой не играют. Стратегически именно они должны стать локомотивом развития финансовой системы.

Возьмем в качестве примера пенсионные фонды и пенсионное страхование. Сейчас они занимают ничтожную долю в финансовом рынке из-за того, что им никто не доверяет. Можно, конечно, бросить клич: «Несите деньги в пенсионные фонды!» А они начнут банкротиться один за другим, потому что, допустим, вкладывали деньги в проекты своих учредителей. Нужно ведь за этим следить, а кто это будет делать? Должен быть регулятор, который данными вопросами интересуется не в плане формального соответствия декларации, а с пониманием того, что уровень надежности эмитентов, степень их аффилированности и т.д. - это вопросы содержательного надзора за участниками рынка.

Доверие населения к небанковским финансовым услугам должно повыситься. По крайней мере, таков план. Безусловно, основная задача - это развитие страхования и всех видов кредитных инвестиций, особенно связанных с пенсией, потому что солидарная пенсия, которую гарантирует бюджет, скорее всего, не сможет обеспечить адекватный уровень дохода будущим пенсионерам.

Ассоциация «Россия»
Александр МУРЫЧЕВ, председатель совета

Одна из целей создания мегарегулятора - это снятие барьеров, а также оценка, мониторинг состояния всех сегментов рынка. Необходимо видеть общее, понимать проблемы и исходя из этого применять какие-то пруденциальные меры, в том числе по отдельным сегментам: по банковской системе, по страховому сектору, по фондовому рынку и т.д.

Сейчас стен между секторами почти не существует. Банковские активы перемешаны с активами на биржевом рынке, на фондовом рынке - их невозможно разграничить. Активы в микрофинансовых организациях тесно связаны с банковскими активами и т.д. Страховой рынок держит активы в банковском секторе, так что четких границ для капитала уже нет. Другое дело, что за каждым сегментом рынка сегодня надзирают разные структуры. Главная проблема, из-за которой началось строительство мегарегулирования, - это отсутствие границ, соответственно, нужен общий взгляд на проблемы финансового рынка.

Я думаю, интерес населения к небанковским услугам может вырасти, если за счет профессиональных действий мегарегулятора будут минимизированы риски на различных сегментах рынка. Наверное, привлечение дополнительного внимания к небанковским финансовым услугам со стороны населения будет происходить. Но это, скорее, задача не самого мегарегулятора, а участников рынка, которые предоставляют финансовые услуги.

Поделиться:
 

Возврат к списку