Аналитика и комментарии

29 марта 2013

непростой - значит интересный!

В 2012 году финансовые организации сфокусировались на снижении издержек и наращивании непроцентных доходов, сосредоточились на повышении удобства сервисов для клиентов и скорости их обслуживания. Минувший год можно назвать прорывом в части перехода банков на аутсорсинг АБС. Как прожила этот год компания ЦФТ? Какие проекты реализованы и каких результатов удалось достичь? Об этом в интервью НБЖ рассказал председатель правления ГК ЦФТ Андрей ВИСЯЩЕВ.

НБЖ: Андрей, по каким параметрам в компании ЦФТ определяется успешность бизнес-результатов прошедшего года? Как вы оцениваете итоги 2012 года по софтверному направлению бизнеса ЦФТ?

А. ВИСЯЩЕВ: Параметры простые и понятные - они выражены в контрактах, в размере выручки, в оценке перспективности определенных бизнес-достижений. У нас бывает немало инвестиционных проектов, успешность которых «оцифровать» сразу невозможно, но можно оценить их перспективы. Ко всему этому необходимо, конечно, добавить удовлетворенность клиентов и сотрудников.

Я склонен считать, что 2012 год выдался для ЦФТ непростым, но достаточно результативным. Мы сохраняем темпы роста компании, опережая показатели динамики рынка. Совокупная выручка ЦФТ по всем направлениям бизнеса составила 12,3 млрд рублей. Рост данного показателя по сравнению с 2011 годом - 32%.

2012 год принес нам 16 контрактов с новыми банками - клиентами по софтверному направлению бизнеса. Мы считаем это очень неплохим   результатом,   особенно   с  учетом списка новых клиентов, среди которых - Балтийский Инвестиционный Банк, Банк Русский Стандарт, БИНБАНК, ОТП Банк, ИКБ «Европейский», RCI Banque, Экспобанк, КБ «КЕДР», КБ «НЕФТЯНОЙ АЛЬЯНС», «КБ Евро-план», Уральский межрегиональный банк, АКБ «Акцент», КБ «Монолит», Национальный банк Таджикистана и др. Год был достаточно насыщенным в части проектной деятельности. Стартовало большое количество новых проектов по внедрению в кредитных организациях информационного комплекса «ЦФТ-Банк» (Платформа 1). Продолжение получили начатые ранее масштабные проекты в банках «Санкт-Петербург», «Открытие», «РОССИЯ» и др.

НБЖ: Почему вы назвали год непростым? Это связано с обострением конкурентной ситуации на рынке, с усложнением процедур взаимодействия с банками в ходе реализации проектов или с чем-то другим?

А. ВИСЯЩЕВ: Дело в том, что простых периодов в нашем бизнесе не бывает. Каждый год приносит новые сюрпризы - вызовы, которые связаны и с развитием рынка в целом, и с политической ситуацией, и с положением дел на кадровом рынке, и еще массой нюансов. Когда я назвал 2012 год непростым, я имел в виду именно новые вызовы, с которыми нам пришлось столкнуться, которые мы преодолевали путем поиска порой нестандартных решений. В моем понимании слово «непростой» - это синоним слова «интересный».

Не секрет, что в прошлом году многие ИТ-компании столкнулись с ситуацией довольно жесткого хантинга специалистов, нам тоже пришлось искать рецепты противостояния данному явлению. Мы активнее, чем обычно, набирали в прошлом году программистов, реформировали систему адаптации новых сотрудников, вводили новые инструменты быстрой интеграции новичков в проекты, открыли несколько новых региональных центров разработки.

Серьезные процессы внутренней реорганизации бизнеса вызывает тот факт, что ЦФТ делает большую ставку на аутсорсинг АБС. Число банков, которые выбирают такую модель организации ИТ-обслуживания, растет, а за этим стоят довольно глубокие изменения внутренних бизнес-процессов в компании.

НБЖ: Как развивается тема финансовых приложений, представленная ЦФТ несколько лет назад?

А. ВИСЯЩЕВ: Тема развивается активно. В начале 2012 года мы представили рынку новый каталог финансовых продуктов ЦФТ. Сегодня в нем более 330 преднастроенных финансовых продуктов, типичных для большинства российских банков. Эти продукты на 90% покрывают текущие продуктовые потребности кредитных организаций. Что это означает для клиентов ЦФТ? Часть работ, связанных со снижением издержек по созданию и выводу новых продуктов на рынок, мы уже выполнили. Банкам остается брать «с полки» готовый продукт и запускать его. Таким образом, у них появляется возможность оперативно обновлять продуктовый ряд с минимальными затратами, предоставлять клиентам актуальные и востребованные продукты.

Сейчас много говорят о том, что банкам необходимо ориентироваться на клиентов: создавать условия, при которых каждый клиент в процессе его привлечения и обслуживания ощущает, что кредитная организация работает для него. Отвечая требованиям рынка, мы значительно увеличили возможности нашего основного продукта  «ЦФТ-Банк» в области клиентоориен-тированности. Во флагманскую разработку ЦФТ встроена новая функциональность, ставшая элементом основной банковской системы и полностью покрывающая необходимый сегодня финансовому учреждению фронтальный функционал. Глобально новые возможности ЦФТ-Банка подразделены на два блока - операционный и аналитический. Новое решение станет одним из стратегических продуктов ЦФТ в ближайшие годы.

Еще одно событие, о котором стоит упомянуть, - создание совета партнеров ЦФТ. Поскольку стратегия компании направлена во многом на реализацию стратегий клиентов, с нашей стороны было бы логично привлечь банки к формированию нашей стратегии. С этой целью мы организовали новый совещательный орган - совет партнеров ЦФТ, к участию в котором мы пригласили представителей кредитных организаций. Основная задача совета - выработка совместно с финансовыми организациями рекомендаций по разработке и реализации взаимовыгодной стратегии развития приложений, продуктов на Платформе ЦФТ. В прошлом году состоялись два заседания совета. В текущем году работа в этом направлении будет продолжена.

НБЖ: Каковы позиции ЦФТ в странах ближнего зарубежья и насколько эти рынки развиты с точки зрения автоматизации банковских сервисов?

А. ВИСЯЩЕВ: Если говорить о рынках стран СНГ, то в части софтверных решений мы присутствуем там уже давно и весьма успешно. Наши решения там востребованы.

Мы активно работаем с банками Казахстана, Кыргызстана, Белоруссии, Молдовы, Таджикистана. У нас разработаны дистрибутивы системы «ЦФТ-Банк», соответствующие требованиям национальных банков этих стран. В 2012 году крупные проекты внедрений ЦФТ-Банка велись в Агроинвестбанке (Душанбе), банке ВТБ (Казахстан). В Казахстане мы совместно с одним из крупнейших накопительных пенсионных фондов республики -  АО «Накопительный пенсионный фонд ГРАНТУМ» (дочерняя организация АО «Казкоммерцбанк») -успешно реализовали первый проект по внедрению в ИТ-инфраструктуру фонда системы «ЦФТ-Пенсионный фонд», которая обеспечивает технологическую поддержку широкого спектра бизнес-процессов в сфере пенсионного обеспечения. Теперь мы готовы тиражировать полученный опыт совместно с накопительными пенсионными фондами других республик.

НБЖ: Предложение аутсорсинга АБС, как вы сказали, начинает находить отклик у банков. Еще недавно мы обсуждали полное или частичное неприятие этой идеи банковским сообществом. С чем связаны перемены в восприятии?

А. ВИСЯЩЕВ: Да, действительно ситуация меняется. Кредитные организации проявляют большой интерес к такой схеме. И этот интерес вполне конкретный - шесть банков в течение прошлого года перешли на аутсорсинг ЦФТ-Банка. Наиболее значительны для нас проекты в СтарБанке, Экс-побанке, КБ «Монолит». Каждый из наших аутсорсинговых клиентов сам определяет для себя, в чем ценность этой модели. Одни видят ее в сокращении затрат на ИТ-службу, другие -  в развитии определенного нише-вого продукта. Для ЦФТ аутсорсинг системы «ЦФТ-Банк» станет одним из ключевых направлений развития софтверного бизнеса ЦФТ на ближайшее будущее. В этой связи мы приняли важное решение о введении Платформы 2 МСА в качестве официального стандарта технологического ядра системы «ЦФТ-Банк», предоставляемой кредитным организациям на условиях аутсорсинга. Платформа 2 МСА обеспечивает создаваемым на ее базе решениям еще более высокие эксплуатационные характеристики: новый уровень производительности, функциональности, быстродействия. Новая версия Платформы 2 МСА обеспечивает высокую защиту данных и надежность работы приложений, что особенно важно при развертывании приложений в «облаке».

Совместно с банком «Монолит» мы успешно реализовали первый проект по переводу уже используемой кредитной организацией на условиях аутсорсинга системы «ЦФТ-Банк» на Платформу 2 МСА, размещенную на серверном оборудовании ЦОДа ЦФТ. Теперь кредитным организациям, выбравшим аутсорсинговую модель использования системы «ЦФТ-Банк», компания будет рекомендовать размещение прикладной части ЦФТ-Банка на Платформе 2 МСА.

НБЖ: Каким вы видите банк будущего?

А. ВИСЯЩЕВ: Говорить об этом можно только в контексте того, в каком направлении будут развиваться банки. А они, скорее всего, продолжат движение в сторону розничного клиента. В ритейле много различных нюансов. Чтобы что-то продать человеку, нужно, образно выражаясь, проникнуть в его сознание и понять его потребности. После этого следует сделать предложение, от которого потенциальный клиент не сможет отказаться. Поэтому важность будут приобретать системы сбора и мониторинга клиентской информации, кросс-продаж.

Аутсорсинг будет расти естественным образом. Я думаю, финансовые институты будут стремиться к тому, чтобы в банке работало 150 человек, занятых по основному направлению деятельности кредитной организации, и всего два ИТ-специалиста.

Другой вызов - это принципиально новые каналы доставки информации, например социальные сети. Банки непременно будут делать что-то, чтобы превратить их в каналы доставки своих продуктов. В целом, кредитные организации идут за клиентами, где бы в реальном или виртуальном пространстве те ни находились. Ну а технологии всегда следуют за нуждами банков.

беседовала Софья Мороз
Поделиться:
 

Возврат к списку