Аналитика и комментарии

10 декабря 2012

«Лето» круглый год

В октябре 2012 года группа ВТБ официально объявила о запуске проекта «легкого» банка - «Лето Банк». Кредитная организация планирует охватить своими услугами достаточно сложный сегмент рынка: население с низким уровнем доходов, малообеспеченных граждан, которые не имеют доступа к стандартным банковским кредитам в том числе по причине их дороговизны. Новый банк предпримет максимум усилий, чтобы сделать свои продукты привлекательными, доступными, дешевыми.

МАСШТАБНЫЙ ПРОЕКТ

Тот факт, что широкие слои населения получат возможность пользоваться государственными ресурсами в лице
группы ВТБ, безусловно, радует. Именно благодаря тому что проект обладает высокой социальной значимостью, а также являет собой пример прорыва в области инноваций в розничном обслуживании, он вызывает столь большой интерес в том числе и со стороны высшего руководства страны.

О запуске банка «Лето» шла речь на встрече президента РФ Владимира Путина с президентом - председателем правления ВТБ Андреем Костиным, состоявшейся в середине октября. По словам главы ВТБ, на данный момент около 20 млн россиян не имеют доступа к банковским продуктам. «Большая часть нашего населения не получает банковские услуги. Это граждане, которые не обладают высокими доходами и проживают не в крупных, а в малых городах России. Для них мы открываем новый продукт -«Лето Банк», - пояснил Андрей Костин. В свою очередь глава государства выразил надежду на то, что «проект будет реализован и люди это почувствуют».

«Лето Банк» предложит населению ряд услуг. Он начнет работу с POS-кредитования и с выдачи кредитов наличными, причем последние будут выдаваться по паспорту за один час, а кредиты в торговых сетях - за 15 минут. Уже скоро в продуктовую линейку добавятся кредитные карты, платежи и денежные переводы.

Перед командой нового банка поставлена очень масштабная и амбициозная задача: за несколько лет сформировать клиентскую базу в несколько миллионов человек, построив с ними долгосрочные партнерские отношения. По словам Андрея Костина, клиентами банка в 2013 году станут около ста тысяч человек, а за три года у банка будет уже тысяча отделений, несколько тысяч представительств в магазинах и пять миллионов клиентов. Кредитная организация планирует активно развивать интернет- и мобильный банкинг.

Новый банк развернет сеть как в крупных, так и в небольших населенных пунктах с численностью до 50 тысяч человек. До конца 2012 года запланировано открытие 57 офисов в 27 городах Центрального региона, одно из отделений будет находиться в Москве.

В 2013 году «Лето Банк» продолжит активно развивать сеть, в результате чего будет открыто около 400 офисов в центральной части страны, а также в южных регионах и в Поволжье. В планах кредитной организации через четыре года присутствовать в каждом крупном городе страны.

По мнению экспертов, ВТБ в данном вопросе опережает своих конкурентов, в числе которых не только крупные частные кредитные организации, но и банки с госучастием. Кстати, у последних также амбициозные планы по развитию розницы: за несколько следующих лет завоевать доли рынка POS-кредитования в 20-25%.

«Лето Банк» планирует достичь своих целей за счет креативных продуктов. Кроме того, важную роль здесь должны сыграть безукоризненно отлаженные ИТ-процессы, позволяющие обеспечить высокую скорость принятия решений по выдаче кредитов в банке.

«ЛЕГКИЙ» БАНК И ИТ

Действительно, решение таких поистине грандиозных задач невозможно без соответствующей ИТ-составляющей проекта. На сегодняшний день ни у кого не вызывает сомнений, что развитие по-настоящему розничного банка, обслуживающего десятки миллионов клиентов, должно основываться на современных эффективных информационных технологиях. Напомним, что изначально проект был задуман как «легкий» банк. Смысл этого названия объясняется двояко. С одной стороны, это «легкий» банк для клиента, который имеет возможность быстро оформить кредит в торговой точке. Скорость достигается за счет того, что функции проверки, регистрации заявки на кредитный продукт осуществляются в режиме реального времени. С момента обращения клиента в банк до момента (если принято положительное решение) выдачи кредита проходит 10-15 минут. Кроме того, большое количество отделений реально сделает банковский сервис доступным для граждан. С другой стороны, банк можно назвать «легким» по той причине, что вся ИТ-инфраструктура банка - серверы, дата-центры, организация каналов связи - отдана на аутсорсинг.  И  в  этом  смысле  проект рассматривается экспертами как уникальный. Таким образом, банк действительно остается «легким», не утяжеляется с точки зрения ИТ ни дополнительными внутренними службами, ни системами, которые, как правило, являются дорогостоящими в эксплуатации. Организации нет необходимости создавать собственную ИТ-службу, достаточно 10-12 человек для решения проблем взаимодействия с вендорами и поставщиками. Причем сокращение количества вендоров при реализации проекта - также задача банка. Стремясь свести число поставщиков программных продуктов к минимуму, «Лето Банк» старался выбрать для себя наиболее оптимальные ИТ-системы. По имеющейся информации, в основу ИТ-архитектуры банк выбрал решения от компании «ФОРС-Банковские Системы».

Возникает вопрос, почему был выбран именно данный поставщик? Ответ прост. Потому что компания предложила разработки, которые обеспечивают все основные направления функционирования ИТ-платформы розничного банка: бэк-офис розничных продуктов, главную книгу и единый фронт-офис. Бэк-офис розничных продуктов от ФОРС-БС - единственная промышленная разработка в России, которая имеет опыт успешного внедрения в таких крупных розничных банках, как ОТП и ТРАСТ. Остальные игроки этого рынка используют нети-ражируемые решения, которые зачастую являются собственными внутрибанковскими разработками. Отличие данного проекта от других заключается в том, что в банке «Лето» вместе с бэк-офисом розничных продуктов был внедрен единый фронт-офис от ФОРС-БС. В компании нам подтвердили факт участия в этом проекте и то, что в его рамках в банк была поставлена платформа Flexible eXtra Large (FXL), на которой, собственно говоря, и реализована деятельность как бэк-офисной, так и фронт-офисной систем. Следует подчеркнуть, что  на единой  платформе
построен функционал call-центра, контакт-центра, системы принятия решений по кредитным продуктам. Так же реализована интеграция фронт-офисных приложений с операционной CRM-системой и аналитическим хранилищем данных. Все это предоставляет возможность обеспечить максимально комплексное и кастомизированное обслуживание клиента, построенное по принципу единого окна. Преимущество платформы Flexible eXtra Large (FXL) заключается в том, что она построена по принципу ВРМ (Business Process Management), поэтому позволяет оперативно, гибко и в режиме реального времени настраивать и модифицировать как сами банковские продукты, так и процессы их продажи и обслуживания.

РЕКОРДНЫЕ СРОКИ

Поражают сроки, за которые удалось реализовать проект «легкого» банка. Команда пришла в банк в начале июня 2012 года, а уже 21 августа был выдан первый кредит. Для проектов подобного масштаба это уникальные сроки. Во многом это заслуга менеджеров высшего звена, в частности председателя правления банка «Лето» Дмитрия Руденко. Напомним, что он работал первым зампредом ВТБ24, куда в свое время перешел из банка Русский Стандарт - пионера рынка экспресс-кредитования. Можно сказать, что Д. Руденко являлся ключевым менеджером Русского Стандарта, одним из тех, кому банк был обязан своими впечатляющими успехами.

Хочется надеяться, что прекрасное знание технологий продаж в рознице поможет руководителю банка «Лето» осуществить свою миссию, которую он видит в том, чтобы существенно снизить стоимость кредитов и сделать их более доступными для широких слоев населения. «Лето Банк» должен стать новым и качественным шагом в развитии группы ВТБ и банковского рынка в целом», - уверен Дмитрий Руденко.

текст Оксана Дяченко
Поделиться:
 

Возврат к списку