Аналитика и комментарии

14 мая 2012

китайское приватизационное чудо

Азиатский финансовый кризис (1997-1998) вскрыл серьезные проблемы, накопленные китайской банковской системой. Чтобы решить их, было принято политическое решение о проведении ряда финансовых реформ и оздоровлении банковского сектора.

В рамках процесса приватизации госбанков в Китае можно выделить несколько этапов. На первом этапе (1999-2002 годы) были предприняты усилия по оптимизации деятельности системы государственных коммерческих банков. Но большая доля «плохих» долгов и низкое качество кредитных портфелей банков «большой четверки» (Банк Китая, Китайский строительный банк, Сельскохозяйственный банк Китая и Индустриальный и коммерческий банк Китая) делали эту задачу нереалистичной.

Основными направлениями преобразований на этом этапе были:
• признание наличия «плохих» долгов. По официальным оценкам, их доля составляла от 23% совокупного объема активов в 1999 году 33% в 2003 году;
• рекапитализация банков за счет бюджетных средств (прямые бюджетные ассигнования и доходы, полученные от размещения специального облигационного займа, всего 305 млрд юаней в 1999 году);
• списание части кредитной задолженности за счет бюджетных средств, выделявшихся на реформирование предприятий госсектора (в 1999-2000 годах - около 80 млрд юаней);
• создание компаний по управлению активами, на балансы которых были переданы неработающие кредиты. 93 млрд юаней, или около 7% от переданных на баланс кредитов, компании были вынуждены сразу списать как чистые убытки. В последующем списания продолжились. К 2002 году компании разместили примерно 22% активов, полученных от банков «большой четверки», из них удалось продать только 7,3%;
• расширение операционной самостоятельности банков и набора разрешенных операций.

Но проводившиеся на первом этапе преобразования не позволили кардинальным образом улучшить положение
в банках «большой четверки». В 2002 году, по данным самообследования Торгово-промышленного банка Китая, достаточность собственного капитала (по Basel I) составляла всего 5,36%, по данным независимых экспертов она была ниже на 2-3 процентных пункта. Данные по Сельскохозяйственному банку Китая были самыми плохими.

На втором этапе (2003-2006 годы) была реализована программа кардинальной перестройки функционирования банков «большой четверки». Основными направлениями реформ были:
• создание в 2003 году Всекитайской комиссии банковского надзора (ВКБН), полномочия которой были закреплены в специальном законе;
• оценка фактической доли «плохих» кредитов на балансах банков «большой четверки» (1,9 трлн юаней, или более 20% совокупных активов). Для сравнения, доходы центрального бюджета в 2003 году составляли 2,169 трлн юаней;
• утверждение последовательности оздоровления государственных коммерческих банков: сначала улучшение финансового положения, оптимизация банковского менеджмента, затем акционирование и выход банков на фондовый рынок. Цель - трансформация «госов» в международно конкурентоспособные банки, входящие в ТОП-100 мира;
• отделение политического кредитования от коммерческого (освобождение банков «большой четверки» от политического кредитования). Концентрация политического кредитования в специализированных банках;
• разработка и реализация конкретных преобразований в двух пилотных банках - Банке Китая и Строительном банке Китая (меры зафиксированы в документе ВКБН). Для контроля за ходом преобразований в рамках Госсовета КНР была создана специальная комиссия;
• начало формирования бюро кредитных историй;
• создание единой базы данных по выдаваемым банками кредитам;
• изменение правил банковского бухучета и отчетности;
• переход на международные стандарты банковской деятельности;
• введение требования о раскрытии банками информации о существенных фактах.

Важно, что на этом этапе банки вновь были рекапитализированы (на эти цели из официальных резервов было выделено 45 млрд долларов). Правительство предприняло меры по привлечению в капитал банков «большой четверки» стратегических инвесторов. Например, Bank of America приобрел за 2,5 млрд долларов 9-процентный пакет акций Строительного банка Китая. Подготовка к IPO была поэтапной, в том числе имело место размещение на мировых рынках облигационных займов и субординированных облигаций. В 2005 году Строительный банк Китая первым провел глобальное IPO, в ходе которого он смог привлечь 8 млрд юаней.

На третьем этапе (2007-2009 годы) после успешного глобального IPO были преобразованы сначала Торгово-промышленный банк Китая, а затем и Сельскохозяйственный банк Китая.

Банки «большой четверки» продолжают доминировать на китайском финансовом рынке. Но в результате проведенных реформ (не только приватизации госбанков, но и целого комплекса других мер) банковский сектор Китая из планово-убыточного стал высокоприбыльной отраслью.

Поделиться:
 

Возврат к списку