Аналитика и комментарии

11 мая 2012

DREAM TEAM: Команда BLIZKO

Система денежных переводов BLIZKO, возможно, одна из самых молодых в данном сегменте рынка: она начала свою работу осенью 2006 года. Однако, несмотря на сравнительно юный возраст,уже заявила о себе как о серьезном игроке, с которым надо считаться. Это стало очевидным практически с первых ее шагов. Система BLIZKO стартовала всего в течение трех с половиной месяцев: на создание сети обслуживания, визуального образа системы, ИТ-платформы, на разработку внутренней документации ей понадобился рекордно короткий срок.

Что представляет из себя Система BLIZKO сейчас, по прошествии пяти с половиной лет? Это более 6% доли рынка денежных переводов Россия - СНГ. Это сеть обслуживания, которая состоит более чем из 9 000 пунктов обслуживания клиентов. Это более 160 партнеров - крупнейших банков Российской Федерации, стран СНГ и дальнего зарубежья, а также почтовых администраций.

Продвигая себя, можно постоянно организовывать яркие рекламные кампании, броско и шумно предлагая свои услуги клиентам и партнерам. Но, как известно, чтобы посмотреть, сколько в бокале налито шампанского, нужно выждать, пока осядет пена.

Руководитель BLIZKO придерживается другой стратегии: не случайно один из участников проекта «Команда мечты» сравнил систему с медведем. Это сильный, мощный зверь, но он обладает уникальной способностью подходить очень тихо, почти незаметно. Так, что его противник или в нашем случае конкурент замечает его появление, только когда медведь уже оказывается за его спиной. И ошибаются те, кто думает, что медведь неповоротлив и нерасторопен: если возникает необходимость, он проявляет чудеса гибкости и быстроты. То есть обладает всеми качествами, которые необходимы системе денежных переводов - организации, которая сама по себе должна ассоциироваться со скоростью и мобильностью.

А что делает организацию успешной и боевой? Конечно, команда единомышленников, людей, сплоченных одной и той же идеей и одним и тем же стремлением: вывести свою компанию вперед, сделать так, чтобы она заняла и, что не менее сложно, удержала лидирующие позиции на рынке. Многим руководителям приходится собирать такую команду годами, а то и десятилетиями. Системе BLIZKO повезло: ее изначально «поднимали» люди, абсолютно доверяющие друг другу, высокопрофессиональные, работающие с полной самоотдачей, не боящиеся самых трудных задач. Необязательно, чтобы такая команда была многочисленной: если Архимед считал, что ему достаточно точки опоры для поднятия мира, то практика современного рынка показывает - для того, чтобы реализовать успешный проект, достаточно нескольких человек. Главное, чтобы они четко понимали, чего хотят добиться, и работали плечом к плечу.

Андрей ЛАЙКОВ

Андрей Лайков - руководитель Системы денежных переводов BLIZKO - считается одним из специалистов высшего класса на рынке денежных переводов. И не только потому что он работает в этом бизнесе уже более го лет. Куда большее значение имеет то, что в его «послужном списке» успешный запуск «с нуля» в тандеме с Игорем Ключниковым первой отечественной онлайн-систе-мы денежных переводов Migom, а затем - онлайн-системы BLIZKO, принадлежащей Связь-Банку.

О том, почему шесть лет назад, в начале 2006 года, он принял решение о переходе из Евротрастбанка в Связь-Банк, Андрей говорит вполне откровенно. «Мне далеко не безразлично, какая структура стоит за системой денежных переводов, каковы ее масштаб и возможности. Когда тебе предлагает создать систему банк, входящий в ТОП-30, очень сложно отказаться, и почти невозможно, когда этот банк обещает всесторонне поддерживать процесс создания, запуска и поддержки системы», - вспоминает он. «Я всегда придерживался принципа «лучшее - враг хорошего». Поэтому наша команда ответила «да», когда Связь-Банк обратился с предложением применить накопленные опыт и знания для создания новой системы», - рассказывает Андрей Лайков.

Еще одним фактором, предопределившим выбор команды, стала ситуация, сложившаяся на российском рынке денежных переводов. «Ненормально, когда рынок объемом в десятки миллиардов долларов контролируется структурами, располагающими крайне незначительными объемами собственного капитала. Естественный процесс - это выход игроков, за спинами которых стоят серьезные, ответственные организации. Связь-Банк,безусловно, относился и относится к числу таковых», - считает руководитель Системы BLIZKO.

Важную роль при принятии решения, конечно, сыграл факт сплоченности команды. «Команда - это не командная вертикаль, хотя фактор исполнительской дисциплины никто не отменял. Мы - взаимодополняющие и взаимообогащаю-щие друг друга люди, мы - это коллектив единомышленников. Высочайший профессионализм, колоссальная работоспособность, четкое понимание своей ответственности за участок работы, который они курируют, - это стандартные качества членов нашей команды. Мне редко приходится кому-то что-то объяснять, начиная рабочий день с указания, что надо сделать, мои заместители не хуже, а возможно, и лучше меня знают, какие задачи сейчас первичны, а какие можно решить позже», - признается Андрей Лайков.

«Команду мечты» скрепляют, конечно, не только профессионализм и ответственность каждого из ее участников, но и общность морально-этических принципов, доверие, которое члены команды испытывают друг к другу. «В моем понимании доверие - это возможность нелицеприятно высказать любому из членов команды свою точку зрения. Подчеркиваю, иногда очень критически. Ты можешь сделать это и не опасаться скрытого неудовольствия, угроз увольнения. Человек может обидеться, но в конце концов понять, что критика - это не стремление унизить его, а интересы общего дела. Как сказал один из древних мудрецов: «Маленькая лужа, в которую бросили камешек, на долгое время останется мутной, а глубокое и чистое море, проглотив даже кусок скалы, быстро станет ровным и прозрачным». Надо уметь подчинять свои амбиции высшим интересам. Только тот, кто способен на это, может стать членом нашей команды, и шире - членом любой сплоченной команды», - уверен руководитель Системы BLIZKO.

А как насчет лояльности? Не секрет, что многие руководители требуют от своих сотрудников безоговорочной преданности корпорации, и любой взгляд в сторону, даже любое предложение, поступившее от сторонних организаций, они склонны рассматривать как чуть ли не предательство. Андрей Лайков явно не относится к их числу. «Я прекрасно знаю, что многим из членов нашей команды делаются предложения о смене места работы. Мы периодически обсуждаем их, причем не на языке шантажа - «подними зарплату, или я уйду!», а с позиции здравого смысла. Честно скажу, когда я узнаю, что тому или иному моему сотруднику предлагают должность выше или зарплату больше, я даже радуюсь - это значит, что люди не «застоялись», они продолжают профессионально расти и в силу этого остаются привлекательными для конкурентов. Если долгое время таких предложений сотруднику не поступает, значит, что-то с ним не так», - считает руководитель Системы BLIZKO.

Итак, от своих сотрудников Андрей Лайков требует профессионализма, ответственности и умения принимать критику, корректируя свои действия во имя дела. А чего он требует от себя как руководителя? «Главная моя задача кроме четкой расстановки акцентов при реализации стратегии развития - создать и поддерживать комфортные условия для работы команды. По моему убеждению, настоящий руководитель - это тот, кто умеет принимать на себя удары и проблемы, смягчать их силу и остроту, делать так, чтобы команда не тратила драгоценное время на их преодоление», - говорит Андрей Лайков. И в заключение беседы резюмирует: «Руководить - значит, определять стратегию, отвечать за ее успех, за конечный результат».

Ирина АНИСИМОВА

Любой, даже самый талантливый и работоспособный руководитель не состоится без заместителей. Они не только для того, чтобы в соответствии с должностными инструкциями заменять шефа на время отсутствия. Заместитель - это куратор наиболее важных направлений работы команды, генератор основных движущих процессов бизнеса.

Ирина Анисимова. Она и есть такой заместитель, с Андреем Лайковым ее связывают многие годы работы. «Почти десять лет, - улыбается она. - Мы вместе начали работу в первой отечественной on-line системе денежных переводов, вместе пришли в Связь-Банк, создали и вывели на орбиту Систему BLIZKO». Ирина - куратор развития сети BLIZKO, middle & back офиса, клиентского блока. «Все за исключением чисто технических вопросов», - поясняет Ирина. И невольно удивляешься, как эта обаятельная женщина способна одновременно решать столько задач.

На вопрос о причинах своего перехода в BLIZKO Ирина отвечает быстро и очень естественно: «Команда». Конечно же, прежде всего, команда, которая полностью уходила в новый проект. «А я и не мыслила себе работы без нее. Накопленный опыт и опора на силу Связь-Банка позволили нам создать масштабный проект с огромным потенциалом. Любопытный, ранее непубличный рекорд BLIZKO был запущен в течение 3,5 месяцев. Скромная, неприметная фраза. А за ней - внутренние порядки, договорная база, ИТ-платформа, название и визуальный образ системы, регистрация торгового знака, а главное - сеть, широкая, качественная сеть клиентского обслуживания. Конечно, можно было открыть з пункта в разных странах и заявить о создании системы денежных переводов. Но наша команда имеет достаточный уровень самоуважения для того, чтобы не заниматься подобными акциями. BLIZKO стартовала одновременно во всех странах СНГ более чем в 2 тысячах точек обслуживания. Очень важно, что мы помнили о «набитых шишках» - допущенных нами ранее ошибках - и при создании Системы BLIZKO смогли если не полностью избежать, то хотя бы минимизировать риски их повторения», - рассказывает Ирина Анисимова.

Шесть лет работы в проекте - достаточно большой срок, и, конечно, за это время было много задач, которые приходилось решать. Но одну из них Ирина называет сразу, как наиболее запомнившуюся: «Любопытный случай произошел в процессе поиска названия нашего детища. Оказалось, что в моем списке, в предложениях моей коллеги, а также в списке нанятой нами маркетинговой компании, присутствует одно и то же слово -«близко»! По-моему, оно идеально, поскольку олицетворяет доступность, надежность и даже в некоторой степени уют». Так родился бренд, широко известный сегодня во многих странах.

Конечно, успех Системы BLIZKO предопределил не только тот факт, что ее созданием занимались профессионалы, имевшие большой опыт работы в данном сегменте рынка финансовых услуг. Огромную роль, по мнению Ирины Анисимовой, сыграло и то, что в BLIZKO перешла именно команда, а не несколько разрозненных «звезд». «Единомыслие - это очень важный, ключевой параметр успеха проекта и его участников. Одно дело, когда человек идет на работу с воодушевлением, зная, что он встретит там людей, которые поймут и поддержат. Совсем другое, когда офис является местом отбывания трудовой повинности», - считает заместитель руководителя Системы BLIZKO.

Когда труд приносит удовлетворение, мысль о смене места работы приходит редко. Хотя Ирине, как высококлассному специалисту, делались и делаются весьма привлекательные предложения со стороны конкурирующих организаций. «Но, признаюсь честно, мне ни разу не пришло в голову всерьез рассмотреть хотя бы одно из них. Безусловно, многие компании могут предложить зарплату выше, а рабочий график гибче, но отношения между людьми выстраиваются в течение многих лет. Возможно, на рынке есть структуры, воспринимающие сотрудника как механизм, увеличивающий прибыль, расширяющий сеть, совершенствующий технологию и пр., но это демотивирует, даже деморализует людей. У нас в Системе принципиально иной подход», - подчеркивает Ирина Анисимова.

Впрочем, как признается заместитель руководителя Системы BLIZKO, дело не только в отношениях, сложившихся внутри коллектива. «Еще один фактор, который удерживает нас на месте, - мы воспринимаем наш проект как свое детище, которое мы создали, поставили на ноги и теперь растим. Хочется увидеть, как он будет набираться сил, хочется во всем помогать ему. Бросить его на полпути не только жалко, но и невозможно, как невозможно отказаться от своего чада», -говорит Ирина Анисимова.

Евгений КОСЕНКО

Евгений Косенко в должности заместителя руководителя отвечает за другой, не менее важный участок - новые каналы продаж и ИТ-технологии. Чем больше развивается рынок денежных переводов, тем выше требования к технологичности игроков со стороны банков-партнеров, клиентов и пр. В современном мире технологии все чаще рассматриваются как один из главных факторов конкурентного преимущества. Поэтому нет ничего удивительного в том, что главный технологический идеолог Системы BLIZKO занимает в компании должность заместителя руководителя.

Евгений, как один из ключевых игроков команды, создавшей первую отечественную on-line систему денежных переводов, принял решение о переходе в Связь-Банк, когда финансовый институт федерального масштаба понял важность создания собственной переводной системы. «Многие факторы были привлекательны, но главное - это то, что мы входили в новый проект не поодиночке, а командой», - подчеркивает Евгений.

Андрей Лайков, Ирина Анисимова и Евгений Косенко утверждают, что команда - одна из главных ценностей проекта. Здорово, когда работаешь с теми, кого хорошо знаешь и как профессионалов, и как людей. «Ты проникаешься уверенностью, что любые цели, в том числе прописанные в стратегии развития Системы до 2015 года, достижимы. Залог тому - это люди, которым ты доверяешь. Люди, чью поддержку ты постоянно ощущаешь и на чье понимание всегда рассчитываешь», - уверен Евгений Косенко.

Было бы странным, если бы к такому профессионалу, как Евгений, к тому же имеющему два образования - технологическое и экономическое (МВА) - не поступало бы предложений сменить место работы. Тем более что интерес команды BLIZKO к поднятию проектов «с нуля» на рынке хорошо известен. «Но я всегда, получая такие предложения, помню: есть цели, которые поставлены, но есть еще и нереализованные нами задачи в рамках Системы BLIZKO, есть личные планы, которые никто не отменял. Конкурентам пока сложно предложить что-то, способное «затмить» и то и другое», - улыбается Евгений. Во всяком случае, пока это никому не удалось.

Вспоминая все задачи, которые пришлось решать за шесть лет работы в BLIZKO, Евгений признается: «Самым ярким периодом и для меня, и, наверное, для других членов команды был старт проекта. Нам удалось создать одну из самых устойчивых систем на рынке с технико-технологической точки зрения. Вторым, не менее интересным подпроектом было создание в 2007 году BLIZKOCARD - инструмента, позволяющего ускорить обслуживание клиента как минимум в 5 раз по сравнению со стандартными технологиями. Человеку достаточно один раз оформить такую карту - и после этого он избавлен от необходимости заполнять формуляры, а оператор - от необходимости заносить данные клиента в программу при выполнении каждой транзакции. Клиент просто предъявляет BLIZKOCARD и паспорт, а оператор быстро находит сведения в базе данных.

Любопытная деталь, о которой хочется рассказать «под занавес» этой главы: именно Евгений Косенко предложил самый запоминающийся образ, с которым у него символизируется Система денежных переводов BLIZKO. «Когда у меня спрашивают, какой ассоциативный ряд возникает у меня в сознании при мысли о Системе, то я отвечаю сразу - медведь. Он сильный, мощный, но при этом способен идти очень тихо. Так тихо, что противник оказывается застигнутым врасплох. Он даже не подозревает о приближении медведя, пока тот не подойдет к нему вплотную. И мне кажется, что нашей Системе присущи такие же черты - сила, мощь и в то же время умение продвигаться к намеченной цели без лишнего шума, не штормя на рынке раньше времени», - подводит итог Евгений.

Николай БЕЛОВ

Директор по продажам Николай Белов «влился» в команду BLIZKO совсем недавно - с момента его прихода на работу в Связь-Банк прошло всего два месяца. Но, когда говоришь с ним и слушаешь отзывы о нем со стороны коллег, складывается впечатление, что работает он здесь уже несколько лет.

«Вообще у меня была такая традиция - раз в три года переходить на новое место работы. Пока сложно сказать, «перебьет» ли эту традицию BLIZKO, но мне кажется, что шансы на это весьма высоки, - улыбается Николай и добавляет. - До прихода сюда я работал сначала в системе Migom, потом в системе Contact. И там, и там часто приходилось слышать о команде BLIZKO, о ее профессионализме и успехах. Она работает всего шесть лет в Связь-Банке и уже контролирует 6-процентную долю на рынке денежных переводов. Это очень впечатляющий рост, и, конечно, хотелось поработать в команде, которая обеспечила его. Хотелось получить новый опыт, да и амбициозные цели, которые ставит перед собой Система в рамках новой стратегии развития, очень привлекают».

Николай отмечает еще одно обстоятельство, которое повлияло на его решение о смене работы. «В проектах, в развитии которых я принимал участие ранее, мной был приобретен, несомненно, положительный опыт. Но в BLIZKO особый подход к сотрудникам. Здесь не нужны адепты, здесь нужны мыслящие, творческие личности. Это, конечно, вдохновляет», - признается Николай. «Ты можешь предлагать какие угодно новые идеи и подходы. Все обсуждается. Если мы приходим к выводу, что предложения полезны с точки зрения развития бизнеса компании, то принимаем их», - подчеркивает директор по продажам BLIZKO.

После нескольких лет работы на одном месте обычно бывает очень нелегко «вписаться» в новую команду - тем более ту, которая складывалась на протяжении почти десяти лет. Но Николай явно не испытывает чувства дискомфорта. «Честно говоря, столько работы, что некогда задумываться над тем, как я «вписываюсь». Наверное, неплохо, потому что никаких эмоциональных конфликтов не возникает: разногласия с коллегами, конечно, бывают, но нельзя развивать бизнес, со всеми соглашаясь и никому не возражая», - считает Николай.

Направление, которое курирует в BLIZKO Николай Белов, по определению важно для любой коммерческой организации: активность продаж напрямую влияет на показатели доходности и прибыли. А «продвигать» услуги системы денежных переводов совсем непросто - и потому что в этом сегменте рынка, несмотря на его молодость, царит жесткая конкуренция, и потому что партнеры по-разному определяют для себя цели сотрудничества с системами денежных переводов.

«Есть банки, которые заинтересованы исключительно в получении дополнительных комиссионных доходов - естественно, им следует предлагать решения, обеспечивающие высокие объемы переводов. Есть другие банки, которых денежные переводы интересуют как еще один способ увеличения клиентской базы. Соответственно, им можно предлагать другие решения. И наряду с теми и другими финансовыми организациями есть сами клиенты, для которых надо организовывать промо-акции, предлагать им максимально удобные инструменты получения услуг. BLIZKO уделяет этому большое внимание. Кстати, как раз наша система была пионером в создании идентификационной карты, «привязывающей» клиента к банку-партнеру и сокращающей время его обслуживания в этом банке в j-j раз», - рассказывает Николай. К тому же с помощью карт BLIZKOCARD в скором времени можно будет гасить кредиты, покупать электронные билеты на поезд и самолет и осуществлять многие другие платежи. «Очевидно, что это позволит увеличить приток клиентов в банки-партнеры, - резюмирует Николай Белов, - и поскольку это далеко не единственный проект, который мы планируем реализовать в среднесрочной перспективе, то есть все основания полагать: Система BLIZKO и дальше будет динамично расти».

Текст: Анастасия Скогорева; Фото: Ольга Листопадова
Поделиться:
 

Возврат к списку