Аналитика и комментарии

07 октября 2008

«Середняк» в цене

Система вознаграждений для первых лиц банка обычно разрабатывается заранее, еще на стадии переговоров о смене кресел. Другой вопрос - середняки-профессионалы: начальники ключевых отделов и направлений. Кроме фиксированной зарплаты, еще недавно им «светили» разве что медицинская страховка, офисные обеды, оплата мобильного, иногда в качестве корпоративного «привета» - клубная карта в фитнес-клубе. Теперь же аналитики рынка отмечают перемену в правилах игры: директора по персоналу в борьбе за скромного героя банковских будней готовы увеличить и размер компенсаций, и «наполнение» соцпакета.

КРИЗИС НЕ ПОМЕХА

Самое примечательное, наверное, в том, что складывается эта тенденция на фоне кризиса ликвидности и под аккомпанемент пессимистических прогнозов о будущем российского банковского рынка. Однако, как считает Николай Долгов, руководитель практики «Управление компенсационным пакетом» компания ЭКОПСИ Консалтинг, спрос на «золотую середину» - менеджеров среднего звена - не только не снизится в обозримом будущем, а еще и увеличится. По его словам, на финансовом рынке есть реальный дефицит квалифицированных руководителей, способных отвечать за развитие определенного направления в структуре банка. Значимость роли менеджеров среднего звена повышается и по причине укрупнения многих финансовых структур после слияния нескольких банков. Под развитие ритейловых проектов также не прочь взять хороших рабочих «лошадок» и «дочки» западных банков, которые вовсе не собираются сворачивать свою деятельность в России.

На фоне расширения бизнеса и курсирования «топов» из одного банка в другой компаниям выгоднее перекупать друг у друга успешных менеджеров-универсалов среднего звена: они дешевле «топов», более мобильны и не достигли карьерного потолка. Во многом этим фактом и объясняется постоянное увеличение компенсационных пакетов «среднего звена», рассказывает Елена Климушкина, директор по персоналу банка «СОЮЗ».

Есть и другая извечная причина: время - деньги. Когда сразу несколько банков запускают на рынок идентичные продукты, взращивать управленцев средней руки некогда. «Выходящие на наш рынок или расширяющиеся компании начинают искать таких готовых управленцев среднего уровня в подобных себе компаниях», - подчеркивает Екатерина Ширяева, старший вице-президент, директор по управлению персоналом КБ «Ренессанс Капитал».

Единственно верный путь для банков, не желающих лишиться «золотой середины» - удерживать и развивать менеджеров среднего звена, считают аналитики. «При условии развития компетенций и необходимых навыков средних менеджеров они смогут стать кадровым резервом топ-менеджмента», считает Елена Климушкина. «После прохождения всех ступеней обучения и роста, ценность сотрудника для компании значительно возрастает, и следующий шаг - удержать сотрудников среднего звена, которые уже обучены и очень востребованы на рынке», объясняет механизм появления «золотых» менеджеров Ольга Трофимова, начальник отдела мотивации департамента управления персоналом Промсвязьбанка.

«ПОВОДОК» ЗА ЛОЯЛЬНОСТЬ

Увы, времени и бюджета на эффективную стажировку менеджеров «на вырост» часто не бывает. Вот почему во многих банках для удержания линейных менеджеров в ход идут инструменты, ранее применяемые лишь для топ-менеджеров.

Но, как выяснилось, пакет виппоощрений спускают сверху вниз только ради штучных экземпляров. К примеру, участниками программ долгосрочного стимулирования все чаще наряду с членами правления банков становятся руководители ключевых департаментов и управлений. За лояльность они получают опционы на акции и отсроченные бонусы. Расчет очевиден: после такого реверанса наемный сотрудник должен почувствовать себя хозяином положения. Этот «поводок» эксперты считают более действенным именно в отношении середняков, чьи тактические шаги ощутимо влияют на качество бизнеспроцессов. Во всяком случае, пока они не столь избалованы бонусами, как топ-менеджеры.

Кто же из «золотой середины» оказываются в более выигрышном положении по части поощрений? При прочих равных подчеркнуто привилегированное положение занимают специалисты, работающие в сфере инвестиционного банкинга. У них бонусы могут составлять до 60% дохода, а фиксированная ча сть - от 30% до 40%. Для сравнения: бонусы «линейных» руководителей в сфере ритейла обычно составляют 20-30% от общего дохода.

Значение роли менеджеров среднего звена повышается после слияния нескольких банков

Бытует мнение, что менеджеров по работе с корпоративными клиентами в банках сегодня готовы озолотить ради того, чтобы они не уводили ценных клиентов к конкурентам. Однако с такой точкой зрения согласны не все эксперты. «Без особого резона такие люди не меняют банк. Они понимают, что на другом месте не всегда смогут предоставить своим солидным клиентам аналогичные условия, - проясняет нюансы Оксана Борохоб, гендиректор Финансово-Кадрового Дома. - Все корпоративные и крупные частные клиенты имеют своих финансовых директоров, которые не позволят пойти на неоправданный риск. Хотя попрежнему человеческий фактор при формировании лояльности к банку играет определяющую роль».

СТАРЫЕ И НОВЫЕ БОНУСЫ

Какие ж бонусы чаще всего предлагают менеджерам, которых хотят удержать для внедрения новых проектов и развития старых?

«Самый распространенный вид поощрения, используемый в банках практически повсеместно, - ежегодный бонус за результаты оперативной деятельности руководителя, его подразделения и банка в целом. Далее следуют вознаграждения в рамках программ долгосрочного стимулирования», - перечисляет Николай Долгов из ЭКОПСИ Консалтинг.

По последним оценкам, в том или ином виде подобные программы применяют до 50% ведущих банков. Срок действия долгосрочных программ в среднем составляет от 3 до 5 лет и включает «период роста» (Growth Period). На протяжении этого времени менеджер не имеет права на получение вознаграждение по программе, в рамках которой менеджеру выплачивается отсроченный бонус или предоставляется право реализовать опцион на акции. В редких случаях руководители среднего звена, непосредственно влияющие на доходы банка, могут дополнительно получить один раз в год «экстра-бонус». Его размер зависит от успешности совершенных операций за отчетный период.

К новым привилегиям для отличившихся аналитики относят прежде всего частные пенсионные планы. «По нашим оценкам, этот инструмент на данный момент освоили не более 20% компаний, и подавляющее большинство из них практикуют схему с установленными взносами, что в целом соответствует международной практике», - рассказывает Долгов.

По оценке специалистов, привилегии, предоставляемые менеджерам среднего звена, все чаще имеют индивидуальный характер, с учетом специфики банка и предпочтения самих менеджеров. В пакет индивидуальных компенсаций могут включать и льготное кредитование, и специальные страховые программы, и профильное дорогостоящее и долгосрочное обучение в бизнесшколах. Сюда же входят расширенные социальные льготы. Улучшенные условия труда, как выяснилось, тоже является дополнительным бонусом.

ФАКТ

Общий вывод экспертов кадровых агентств: ценный менеджер среднего звена сегодня обласкан в российских банках не меньше, чем в западных. Однако между «нашими» и «не нашими» финансово-кредитными структурами есть серьезные отличия. Основные из них заключается уже не в типах применяемых бонусов, а в системности и определенности правил их предоставления, считают аналитики. В западных компаниях критерии начисления бонусов обычно более четко определены, объективны и прозрачны: есть система оценки эффективности, для менеджера установлены показатели, относящиеся именно к его зоне ответственности и согласованные с бизнес-стратегией банка в целом. В российских компаниях пока еще нет четкой методики оценки деятельности руководителей, поэтому менеджеру, нацеленному на продвижение, порою сложно заранее рассчитать, чем его подвиг отзовется. В итоге более мобильные менеджеры, разочарованные годовыми бонусами, переходят туда, где выше фиксированные оклады.

КОГО СЧИТАТЬ «СЕРЕДНЯКОМ»

Манну небесную банки готовы сыпать не на всех, кто по «чисто» техническим параметрам попадает в эту категорию. «На самом деле, тех, кто называет себя «менеджер среднего звена», на рынке много, не хватает только квалифицированных опытных людей с навыками адекватных управленцев», - расставляет акценты в проблемной теме Ольга Трофимова, начальник отдела мотивации департамента управления персоналом Промсвязьбанка.

«ЗОЛОТАЯ СЕРЕДИНА»

Консультанты компании MarksMan провели исследование «Top-3 позиции по востребованности в банковской сфере». В ходе исследования были опрошены представители HR-служб 25 крупнейших российских и зарубежных банков и инвестиционных компаний. В результате тройка наиболее востребованных позиций на российском банковском рынке выглядит следующим образом:

  • аналитики;
  • менеджеры по продажам (Sales Manager);
  • продакт-менеджеры (Product Manager).

К наиболее востребованным специализациям среди аналитиков относятся:

  • кредитные аналитики по оценке кредитоспособности корпоративных клиентов;
  • кредитные аналитики по малому и среднему бизнесу;
  • кредитные аналитики по оценке кредитоспособности финансовых институтов;
  • риск-менеджеры;
  • специалисты по операционным рискам;
  • специалисты по рыночным рискам;
  • аналитики по ценным бумагам;
  • отраслевые аналитики.

Уровень компенсации данных специалистов в зависимости от опыта, знания английского языка и международных стандартов финансовой отчетности составляет от 80 000 до 200 000 рублей.

Среди менеджеров по продажам наиболее востребованными являются:

  • специалисты по работе с частными клиентами;
  • специалисты по работе с корпоративными клиентами;
  • специалисты по работе с определенсными отраслями;
  • инвестиционные консультанты.

Заработная плата менеджеров по продажам отличается в зависимости от их специализации. Так, уровень компенсации менеджера по работе с частными клиентами в зависимости от опыта колеблется от 70 000 до 150 000 рублей. Менеджеры по работе с корпоративными клиентами могут рассчитывать на заработную плату от 100 000 до 250 000 рублей.

Появление на рынке новых финансовых продуктов и услуг и совершенствование существующей продуктовой линейки рынка вынуждают банки привлекать на работу квалифицированных продакт-менеджеров. Уровень компенсации таких специалистов в зависимости от опыта составляет от 80 000 до 200 000 рублей.

Мария Ермакова
Поделиться:
 

Возврат к списку